Едва ли найдется на просторах нашей необъятной тот родитель особенного ребенка, который не видел эту аббривиатуру. Многие сталкивались с АВА-терапией "лично" .
Кому-то она помогла, кому-то нет. Есть и такие, чьим детям она навредила.
Я не буду петь дифирамбы сей заокеанской методике, не буду ругать.
Самый главный вопрос дефектологии не " что?", не " почему?" а "ЗАЧЕМ?".
Именно этот вопрос мы и зададим.
Зачем нужен " прикладной анализ поведения"
Ответ специалистов по АВА очевиден:
- Для нормализации поведения ребенка с особенностями.
Но мы с вами люди дотошные:
Зачем нормализовывать поведение ребенка с особенностями?
- чтобы облегчить жизнь семьи и социализировать ребенка.
Запомним это.
Итак: цель АВА терапии не коррекция аутизма. Не развитие мышления, памяти или внимания. Не формирование речи. Не нормализация эмоциональной сферы. И даже не сенсорная интеграция.
Подобных вопросов АВА-тераписты не ставят. Вся их работа - "коррекция нежелательного поведения". И основная цель - сделать ребенка удобным для общества.
Хорошо это? Не плохо.
Имеет это отнашение к коррекции самого расстройства? - Нет.
Вывод:
АВА терапия аутизм не "лечит". Она помагает НЕ ребенку, а его близким.
Однако может возникнуть вопрос:
Разве именно "нежелательное поведение" не есть суть аутизма?
Крики, самоогрессия, стереотипии - ведь это то, что отличает "аутиста" от нормотипика. Уберем это - будет все хорошо.
Давайте проведем аналогию:
Температура, кашель, боли в груди - суть восполения легких или его проявления?
Чем будем лечить?
Что будет, если пить нурофен, противокашлевые, но при этом не принимать антибиотики?
Ответ очевиден.
Так и с расстройствами аутистического спектра.
Все то, с чем борется АВА - тераписты - не причина, а следствие.
Вывод:
Функция АВА терапии вспомагательная. Она не в коем случае не должна быть "королевой" коррекции.
Вот мы и разобрались с теорией. Но на практике все не так радужно....
Печальная реальность.
Миром правят деньги. Увы.
Это необходимо учитывать, когда принимаете решение о занятиях для ребенка.
В этом отношении АВА-терапия стала золотой жилой для не совсем честных ( а может просто не совсем профессиональных) бизнесменов от педагогики.
Низкий уровень базового дефектологического образования - а зачастую его полное отсутствие - у терапистов - обычное явление.
Специалисты же с достаточным уровнем образования вымываются из профессии за счет непрофессионализма окружения и отсутствия возможности творческого и профессионального развития.
И получается, что не плохая, в общем то вещь превращается в способ выкачивания денег.
С другой стороны, если посчастливится попасть к граммотному специалисту даже в рамках АВА- терапии можно сделать многое. Если, конечно, применять вербально-поведенческий подход.
У АВА терапии есть методы, которые работают. Настоящий профессионал извлечет их из громоздкой бизнес-конструкции, именуемой " прикладной анализ поведения" как золото из руды.
И добьется результата.
Вот только благодаря АВА или все- таки вопреки?