Найти тему
😉

АВА глазами дефектолога

Предотвращаем "нежелательное поведение")))
Предотвращаем "нежелательное поведение")))

Едва ли найдется на просторах нашей необъятной тот родитель особенного ребенка, который не видел эту аббривиатуру. Многие сталкивались с АВА-терапией "лично" .

Кому-то она помогла, кому-то нет. Есть и такие, чьим детям она навредила.

Я не буду петь дифирамбы сей заокеанской методике, не буду ругать.

Самый главный вопрос дефектологии не " что?", не " почему?" а "ЗАЧЕМ?".

Именно этот вопрос мы и зададим.

Зачем нужен " прикладной анализ поведения"

Ответ специалистов по АВА очевиден:

- Для нормализации поведения ребенка с особенностями.

Но мы с вами люди дотошные:

Зачем нормализовывать поведение ребенка с особенностями?

- чтобы облегчить жизнь семьи и социализировать ребенка.

Запомним это.

Итак: цель АВА терапии не коррекция аутизма. Не развитие мышления, памяти или внимания. Не формирование речи. Не нормализация эмоциональной сферы. И даже не сенсорная интеграция.

Подобных вопросов АВА-тераписты не ставят. Вся их работа - "коррекция нежелательного поведения". И основная цель - сделать ребенка удобным для общества.

Хорошо это? Не плохо.

Имеет это отнашение к коррекции самого расстройства? - Нет.

Вывод:

АВА терапия аутизм не "лечит". Она помагает НЕ ребенку, а его близким.

Однако может возникнуть вопрос:

Разве именно "нежелательное поведение" не есть суть аутизма?

Крики, самоогрессия, стереотипии - ведь это то, что отличает "аутиста" от нормотипика. Уберем это - будет все хорошо.

Давайте проведем аналогию:

Температура, кашель, боли в груди - суть восполения легких или его проявления?

Чем будем лечить?

Что будет, если пить нурофен, противокашлевые, но при этом не принимать антибиотики?

Ответ очевиден.

Так и с расстройствами аутистического спектра.

Все то, с чем борется АВА - тераписты - не причина, а следствие.

Вывод:

Функция АВА терапии вспомагательная. Она не в коем случае не должна быть "королевой" коррекции.

Вот мы и разобрались с теорией. Но на практике все не так радужно....

Печальная реальность.

Миром правят деньги. Увы.

Это необходимо учитывать, когда принимаете решение о занятиях для ребенка.

В этом отношении АВА-терапия стала золотой жилой для не совсем честных ( а может просто не совсем профессиональных) бизнесменов от педагогики.

Низкий уровень базового дефектологического образования - а зачастую его полное отсутствие - у терапистов - обычное явление.

Специалисты же с достаточным уровнем образования вымываются из профессии за счет непрофессионализма окружения и отсутствия возможности творческого и профессионального развития.

И получается, что не плохая, в общем то вещь превращается в способ выкачивания денег.

С другой стороны, если посчастливится попасть к граммотному специалисту даже в рамках АВА- терапии можно сделать многое. Если, конечно, применять вербально-поведенческий подход.

У АВА терапии есть методы, которые работают. Настоящий профессионал извлечет их из громоздкой бизнес-конструкции, именуемой " прикладной анализ поведения" как золото из руды.

И добьется результата.

Вот только благодаря АВА или все- таки вопреки?