Найти тему

Куда податься филологу?

Изображение взято из открытых источников.
Изображение взято из открытых источников.

Считается, что гуманитарию труднее найти хорошую работу, чем технарю. Наверное, это так (хотя те же физики мне встречались на самых неожиданных, не всегда престижных, должностях).

Куда пойти с дипломом филолога и как начать карьеру - я попыталась систематизировать свой опыт.

Закончила я вуз в самом начале двухтысячных, когда еще слышны были отголоски девяностых. Школу как место работы я сразу не рассматривала, т.к. еще на производственной практике 5 курса поняла, что не могу строить детей.

Во время обучения использовать любые возможности получения опыта: практика, стажировки, волонтерство.

Мне не повезло. В конце 90-х наш университет оказался в кризисе. Прежние стажировки отменили по финансовым причинам, а новые еще не начинались. Я очень жалела тогда, что не смогла поучаствовать в этом деле. И сейчас жалею.

Заручиться поддержкой семьи и знакомых.

Мои родители не могли мне помочь в поиске работы ничем. Но я жила с ними, не тратя деньги на коммуналку и минимально необходимую еду. Что само по себе неплохо.

Решить, какая деятельность будет кормить новоиспеченного специалиста.

Один владелец фирмы сказал мне: "У вас есть специальность, но нет профессии". Филолог - это слишком неопределенно. Прислушавшись к себе и мысленно примерив разные профессии, я решила, что буду преподавателем в вузе. Учить взрослых легче, чем детей.

Логика подсказывала, что без кандидатской степени в университете делать нечего, и я поступила в аспирантуру.

Начинать с низших должностей.

Я была счастлива, устроившись лаборантом в научном институте. Занималась там делопроизводством отдела и работала наравне с младшим научным сотрудником (что воспринималось как получение опыта). Было интересно, хоть и совсем не денежно. Помню, что цифровой диктофон стоил две моих зарплаты. Институт давал возможность делать карьеру, но у меня был один недостаток - национальность. Начальница тяготела к своим восточным землякам, а я русская (да еще и какого-то не того знака зодиака). Ни один русский сотрудник у нее дальше лаборанта не продвинулся, тогда как люди восточной национальности получали должности выше ожиданий.

Я уволилась. Писала диссертацию и искала новое место.

Изучать объявления о вакансиях.

Считается, что по объявлениям хорошую работу не найти, но у меня почти все места оказались удачными (одни - в качестве временных, другие как подработки).

Я защитила диссертацию, вышла замуж.

Привычно просматривая вакансии, на сайте своей Alma Mater увидела информацию, что требуется редактор научного журнала. Звезды сошлись - меня взяли. Я работала с авторами и рецензентами, вычитывала статьи (что мне совсем не нравилось). Но с преподаванием так и не клеилось. В нашем университете слишком сильны были родственные связи. На кафедры меня не брали.

Через год со мной случился декрет, во время которого я успела попреподавать в двух вузах, найдя работу по объявлениям в интернете. Ни то, ни другое место не годились в качестве постоянных, но позволили мне получить опыт и небольшую добавку к декретным.

Не бояться осваивать новое.

Из декрета меня выманили предложением стать верстальщиком в той же редакции научного журнала.

Муж обучил меня верстке, и я была счастлива: за ту же зарплату меньше работы, больше свободного времени, меньше ответственности и головной боли.

Самим выбирать место работы и делать первый шаг.

Во втором декрете я практически оказалась без работы. Новое руководство отдела решило полностью поменять команду. Выходить из декрета оказалось некуда.

Я стала думать, что мне делать с моей карьерой, которая и так продвигалась медленно, обрываясь и возрождаясь, ведя меня куда угодно, только не к должности на кафедре.

Я вспомнила, как когда-то пришла к заведующей филологической кафедры инженерного вуза, и она даже согласилась меня взять преподавателем русского как иностранного, но в то время я работала на двух работах. Нужно было бросать все и идти на кафедру. Не пошла, т.к. считала себя связанной обязательствами.

Второй раз идти к той же заведующей было стыдно, так что я решила выбрать для себя совсем другой вуз. Военный. Потому что известно, что на оборону денег не жалеют. Зарплаты там должны были быть хорошими (так и оказалось). Найти контакты заведующей кафедры закрытого учебного заведения было не так просто. Встретиться с ней я смогла только через 2 месяца. Потом были еще 2 месяца проверки (как моих документов, так и моей благонадежности) - и я устроена на полставки доцента. 2-3 раза в неделю я работала с малийскими курсантами.

Преподавать русский язык иностранцам мне невероятно понравилось. Радость от достигнутых курсантами результатов прибавляла силы. Эту радость омрачало понимание, что ставка - декретная (а значит, опять временная работа), ну и некоторые армейские заморочки мешали (например, запрет на интернет).

Набравшись опыта в военном вузе и окончив курсы по РКИ, я окинула мысленным взором все возможные места работы. Иностранцы к тому времени учились почти во всех университетах города, кроме медицинского. Что было странно, потому что медицина очень привлекательная для иностранцев. Я изучила сайт этого вуза, нашла, как мне казалось, подходящий отдел и написала его руководителю письмо о том, что готова организовать, преподавать, помогать... Мне ответили и даже, казалось, заинтересовались. Встречи ждала 2 месяца. Потом узнала, что в это время университет отсматривал кандидатов, но одни не подходили вузу, другие сами отказывались.

Меня пригласили последней - и тут оказалось, что весь мой опыт не напрасен. Университет искал многостаночника, который с нуля создаст новую структуру, наполнит ее содержанием, реализует учебную программу и выдаст результат. В моем послужном списке удачно оказалась и организационная деятельность, и преподавательская, и даже изданный под моей редакцией учебник (наследие работы в военном вузе).

И вот уже четвертый год я развиваю довузовское образование иностранцев в отдельно взятом медицинском университете.

-2

Мои однокурсники, кроме школьных и вузовских педагогов, работают:

корректорами, копирайтерами и редакторами журналов,
дизайнерами и верстальщиками,
авторами, ведущими и редакторами телевизионных программ,
сотрудниками и директорами детских центров,
журналистами и специалистами по связям с общественностью,
чиновниками и просто делопроизводителями.

Не говоря уж о том, что преподавательское поле деятельности очень широкое. Кроме "нормальных" филологических дисциплин я вела логику, маркетинг в книгоиздании и медицинскую латынь.

В общем, филолог - это мастер на все руки.

-3