Считается, что гуманитарию труднее найти хорошую работу, чем технарю. Наверное, это так (хотя те же физики мне встречались на самых неожиданных, не всегда престижных, должностях).
Куда пойти с дипломом филолога и как начать карьеру - я попыталась систематизировать свой опыт.
Закончила я вуз в самом начале двухтысячных, когда еще слышны были отголоски девяностых. Школу как место работы я сразу не рассматривала, т.к. еще на производственной практике 5 курса поняла, что не могу строить детей.
Во время обучения использовать любые возможности получения опыта: практика, стажировки, волонтерство.
Мне не повезло. В конце 90-х наш университет оказался в кризисе. Прежние стажировки отменили по финансовым причинам, а новые еще не начинались. Я очень жалела тогда, что не смогла поучаствовать в этом деле. И сейчас жалею.
Заручиться поддержкой семьи и знакомых.
Мои родители не могли мне помочь в поиске работы ничем. Но я жила с ними, не тратя деньги на коммуналку и минимально необходимую еду. Что само по себе неплохо.
Решить, какая деятельность будет кормить новоиспеченного специалиста.
Один владелец фирмы сказал мне: "У вас есть специальность, но нет профессии". Филолог - это слишком неопределенно. Прислушавшись к себе и мысленно примерив разные профессии, я решила, что буду преподавателем в вузе. Учить взрослых легче, чем детей.
Логика подсказывала, что без кандидатской степени в университете делать нечего, и я поступила в аспирантуру.
Начинать с низших должностей.
Я была счастлива, устроившись лаборантом в научном институте. Занималась там делопроизводством отдела и работала наравне с младшим научным сотрудником (что воспринималось как получение опыта). Было интересно, хоть и совсем не денежно. Помню, что цифровой диктофон стоил две моих зарплаты. Институт давал возможность делать карьеру, но у меня был один недостаток - национальность. Начальница тяготела к своим восточным землякам, а я русская (да еще и какого-то не того знака зодиака). Ни один русский сотрудник у нее дальше лаборанта не продвинулся, тогда как люди восточной национальности получали должности выше ожиданий.
Я уволилась. Писала диссертацию и искала новое место.
Изучать объявления о вакансиях.
Считается, что по объявлениям хорошую работу не найти, но у меня почти все места оказались удачными (одни - в качестве временных, другие как подработки).
Я защитила диссертацию, вышла замуж.
Привычно просматривая вакансии, на сайте своей Alma Mater увидела информацию, что требуется редактор научного журнала. Звезды сошлись - меня взяли. Я работала с авторами и рецензентами, вычитывала статьи (что мне совсем не нравилось). Но с преподаванием так и не клеилось. В нашем университете слишком сильны были родственные связи. На кафедры меня не брали.
Через год со мной случился декрет, во время которого я успела попреподавать в двух вузах, найдя работу по объявлениям в интернете. Ни то, ни другое место не годились в качестве постоянных, но позволили мне получить опыт и небольшую добавку к декретным.
Не бояться осваивать новое.
Из декрета меня выманили предложением стать верстальщиком в той же редакции научного журнала.
Муж обучил меня верстке, и я была счастлива: за ту же зарплату меньше работы, больше свободного времени, меньше ответственности и головной боли.
Самим выбирать место работы и делать первый шаг.
Во втором декрете я практически оказалась без работы. Новое руководство отдела решило полностью поменять команду. Выходить из декрета оказалось некуда.
Я стала думать, что мне делать с моей карьерой, которая и так продвигалась медленно, обрываясь и возрождаясь, ведя меня куда угодно, только не к должности на кафедре.
Я вспомнила, как когда-то пришла к заведующей филологической кафедры инженерного вуза, и она даже согласилась меня взять преподавателем русского как иностранного, но в то время я работала на двух работах. Нужно было бросать все и идти на кафедру. Не пошла, т.к. считала себя связанной обязательствами.
Второй раз идти к той же заведующей было стыдно, так что я решила выбрать для себя совсем другой вуз. Военный. Потому что известно, что на оборону денег не жалеют. Зарплаты там должны были быть хорошими (так и оказалось). Найти контакты заведующей кафедры закрытого учебного заведения было не так просто. Встретиться с ней я смогла только через 2 месяца. Потом были еще 2 месяца проверки (как моих документов, так и моей благонадежности) - и я устроена на полставки доцента. 2-3 раза в неделю я работала с малийскими курсантами.
Преподавать русский язык иностранцам мне невероятно понравилось. Радость от достигнутых курсантами результатов прибавляла силы. Эту радость омрачало понимание, что ставка - декретная (а значит, опять временная работа), ну и некоторые армейские заморочки мешали (например, запрет на интернет).
Набравшись опыта в военном вузе и окончив курсы по РКИ, я окинула мысленным взором все возможные места работы. Иностранцы к тому времени учились почти во всех университетах города, кроме медицинского. Что было странно, потому что медицина очень привлекательная для иностранцев. Я изучила сайт этого вуза, нашла, как мне казалось, подходящий отдел и написала его руководителю письмо о том, что готова организовать, преподавать, помогать... Мне ответили и даже, казалось, заинтересовались. Встречи ждала 2 месяца. Потом узнала, что в это время университет отсматривал кандидатов, но одни не подходили вузу, другие сами отказывались.
Меня пригласили последней - и тут оказалось, что весь мой опыт не напрасен. Университет искал многостаночника, который с нуля создаст новую структуру, наполнит ее содержанием, реализует учебную программу и выдаст результат. В моем послужном списке удачно оказалась и организационная деятельность, и преподавательская, и даже изданный под моей редакцией учебник (наследие работы в военном вузе).
И вот уже четвертый год я развиваю довузовское образование иностранцев в отдельно взятом медицинском университете.
Мои однокурсники, кроме школьных и вузовских педагогов, работают:
корректорами, копирайтерами и редакторами журналов,
дизайнерами и верстальщиками,
авторами, ведущими и редакторами телевизионных программ,
сотрудниками и директорами детских центров,
журналистами и специалистами по связям с общественностью,
чиновниками и просто делопроизводителями.
Не говоря уж о том, что преподавательское поле деятельности очень широкое. Кроме "нормальных" филологических дисциплин я вела логику, маркетинг в книгоиздании и медицинскую латынь.
В общем, филолог - это мастер на все руки.