Удивительно, как Достоевский предчувствовал, предсказал русскую революцию
Убийство студента Иванова
В июле 1871 года Петербург и вся Россия были потрясены. Вершился суд над организаторами и участниками убийства студента Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии в Москве Иваном Ивановым. Его труп, со следами травм и пулевым ранением в голову, был обнаружен сторожем подо льдом пруда в парке академии 25 ноября 1869 года.
На судебном процессе выявились ужасающие обстоятельства. За преступлением стояла террористическая группы «Народная расправа», ставившая своей целью осуществление массового террора против представителей государства, господствующих классов и их, по идеологии группы, пособников. «Вина» Иванова перед организацией состояла в том, что он не подчинился воле её вождя. Убийцы получили разные срока каторжных работ, поскольку сам вождь, тоже студент, Сергей Нечаев, бежал за границу.
Фёдор Михайлович Достоевский заинтересовался этой историей сразу после начала следствия. Он узнал о ней раньше суда, не только из газет, но и от брата жены одного из студентов академии, лично знакомого с некоторыми фигурантами дела. Услышанное и прочитанное вдохновило Достоевского засесть за новый роман – «Бесы». Уже в первом номере журнала «Русский Вестник» за 1871 год публикуется начало романа.
Коммунизм: свобода только избранным, остальным – рабство
«Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть, рядом перерождений, первобытной невинности, хотя, впрочем, и будут работать».
Такая программа коммунистического рая была озвучена одним из персонажей «Бесов», Петром Верховенским, на собрании сочувствующей «прогрессивной интеллигенции» в одном провинциальном городке. Странным образом, такой «идеал» не встретил отторжения, так как все рассчитывали, благодаря своим «правильным убеждениям», оказаться в числе одной десятой, которой вручено право казнить и миловать и вести человечество к «светлому будущему».
И тогда, и много после радикальные круги обвиняли Достоевского в том, что он нарисовал карикатуру на революционеров, взяв самые крайние и одиозные проявления этой среды. Однако, как метко замечает по поводу цитированного пророчества английский историк Адам Улам, «сегодня эта картина уже не кажется смешной». В самом деле, попытки утвердить коммунистическую утопию в 20 веке в России, Китае, Камбодже, некоторых других странах мира неизменно приводили к утверждению права привилегированного меньшинства безгранично распоряжаться жизнью и смертью подавляющего большинства ради воображаемого счастья (через несколько поколений) этого большинства.
Своим даром великий писатель прозрел то будущее, к которому ведут Россию бесы революции при попустительстве и одобрении «либеральной общественности», против конформистской позиции которой, в основном, и была направлена эта книга.
Мрачное пророчество Достоевского пропало впустую. Именно интеллигенция, до 1917 года восторгавшаяся бомбистами и экспроприаторами в их борьбе против «ненавистного самодержавия», стала первой жертвой бесов, дорвавшихся до безграничной власти.
Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись