Почему-то считается, что хороший маркетолог должен опираться в своей работе только на инструменты классического маркетинга, интернет-маркетинга, разбираться в соцсетях и мессенджерах, лихо используя все эти знания и инструменты для достижения поставленных ему целей.
Естественно, что знания эти совершенно необходимы, и результат от их применения конечно гарантирован. Но этот результат точно был бы намного выше, если бы люди этой профессии разбирались хоть немного в современном искусстве.
Так для чего же маркетологу разбираться в современном искусстве?
Давайте наберемся терпения и приблизимся к ответу на вопрос, начав немного из далека.
Уточнение:
Что же считается современным искусством.
Некоторые искусствоведы, включают в это понятие весь временной промежуток от эпохи импрессионистов до наших дней.
Но, на самом деле, внутри этого периода есть три четкие границы:
- модернизм (от импрессионистов до 1945 года);
- послевоенное искусство (с 1945 года до 1970-х годов);
- современное искусство (с 1970-х годов до наших дней).
Периоды эти конечно нужно знать, но ориентироваться, в рамках данной статьи, лучше на весь период от конца 19 века до наших дней.
Скажу сразу, что необходимо, конечно же, ознакомится со всей историей искусства, хотя бы в кратком варианте. То есть приобрести ту базу, которая даст возможность сравнить различные исторические периоды и подарит невероятную остроту ощущений от изменения скорости жизни и визуального ряда.
Вот в скоростях то все и дело. Маркетолог - сенсорная специальность, он должен постоянно чувствовать изменчивость не только рынка, но всего того что его окружает, то есть изменчивость самой жизни и людей.
Наш сегодняшний мир настолько текуч и непостоянен, что для того чтобы оставаться на профессиональном и жизненном плаву свои «сенсоры» надо тренировать, то есть делать их все более и более чувствительными. Кто же здесь поможет, как не искусство. Именно «КТО», а не «ЧТО», так как это предмет очень живой.
До конца 19 века искусство было очень предметно и очень реалистично, за ним практически всегда стоял текст: библейский, исторический или мифологический. Оно было отражением эпох, которые, не без потрясений конечно, но достаточно логично и плавно сменяли друг друга.
Но вот времена изменились, и хотя паровая машина была изобретена еще в 18-ом веке, главный технологический бум пришелся на 19 век. Это был век промышленной революции, железных дорог и электричества. Именно в этот период были изобретены: телеграф, телефон, радио и еще много вещей, которыми мы пользуемся по сегодняшний день.
Следующее, 20-ое столетие эти изобретательские скорости только развило, что привело к освоению космоса и всеобщей компьютеризации. Добавьте сюда революции и самые масштабные в истории человечества воины, и калейдоскоп событий закрутится с невероятной скоростью.
Любое искусство невозможно понять, осознать и воспринять не зная исторического контекста. Но все же когда оно отражает жизнь или текст зеркально, понятно, привычными образами – это проще. Но большинству течений в искусстве от модернизма до наших дней это стало не свойственно.
Договоримся, что далее речь пойдет больше о живописи, и больше об абстракции, то есть о беспредметном искусстве. Это конечно очень субъективно, но именно беспредметное искусство мне кажется наиболее интересным и обучающим.
Скорость, с которой менялся мир на закате 19 века, захватила воображение художников и заставила отразить эти динамичные ощущения в своих произведениях. Визуальный ряд изменился настолько быстро и радикально, что до сих пор многие не могут найти контакта с ним.
Дальше больше, появились такие направления как инсталляции, видеоарт, перфомансы и прочие современные средства выражения, которые часто бывают еще более сложны для восприятия.
Художественные течения, различные «измы», как то: символизм, супрематизм, кубизм, фовизм, лучизм, сюрреализм…- быстро сменяли друг друга. Настолько быстро, что художники, стоявшие у истоков различных стилей, писали, манифесты, разъясняющие их идеи и суть изобразительного ряда (например, манифесты К.Малевича и В.Кандинского).
Само появление таких манифестов подчеркивало переломные времена. Изменения уже произошли, публика еще не готова, а художникам уже хочется говорить на новом никому не известном языке и при этом быть понятыми, что и порождало необходимость создания разъяснительных текстов.
Не в таком же стремительном темпе, в бесконечно изменчивом мире работаете и вы коллеги? Не боитесь ли вы постоянно отстать? Не в таком же положении «непонятого» вы вечно боитесь оказаться?
Так вот здесь вам знание и понимание всей линии искусства от импрессионистов до современности окажет неоценимую помощь.
Опираясь на эти знания, вы точно научитесь:
- чувствовать каждый момент времени и понимать, что нужно здесь и сейчас;
- ловить изменения и быстро перестраиваться;
- вовремя понимать, что увязли в штампах и стереотипах, и быстро от них отказываться;
- легко осваивать новый рыночный язык, говорить на нем и быть понятым;
- объединять необъединимое;
- оттачивать нестандартное видение и подходы;
- разбираться в колористике и композиции.
Это как минимум!
Вы удивитесь, но даже начальные поверхностные знания в области истории искусства приведут к заметным изменениям. Вы начнете по-другому чувствовать свою профессию и себя в ней, а новые идеи будут приходить к вам буквально между строк и полотен. Про самые приятные личностные изменения я уже и не говорю.
Не верите? Но пока не попробуете – не узнаете!
Так с чего же начать этот не простой путь познания. Я бы посоветовала начать с пары книг уровня «современное искусство для чайников» и далее двигаться по пути усложнения литературной основы.
Если вы не любитель чтения, то видеоряд вам в помощь. К счастью сейчас появилось много молодых искусствоведов – дешифровщиков, которые за очень короткое время не просто погрузят вас в мир искусства, но и обеспечат стойкий и длительный интерес к нему.
Сегодня такие лекции в тренде и, честное слово, тренд этот замечательный, потому что такая мода на знания и развитие может только радовать.
Конечно, лекционное обучение данных спикеров не глубоко и уж тем более не фундаментально, но они делают огромную работу, открывая людям мир искусства, а дальше каждый уже выбирает то, что ему ближе и изучает предмет более детально.
Найдите на просторах интернета искусствоведа Татьяну Быковскую. Ее лекции очень живые и незабываемые из-за постоянного интерактива. Послушайте Дмитрия Гутова (более тяжелая артиллерия).
И, конечно же, если появится желание перейти на высокий уровень, найдите все что возможно с участием незабываемой и не имеющей равных - Паолы Волковой.
К сожалению, при жизни этой великой женщины-искусствоведа никто не озаботился созданием качественных видеоматериалов. Только канал «Культура» успел снять сериала «Мост над бездной». Но все же, пусть и в плохом качестве, ее лекции есть в интернете. А вот книг много, и тут себя можно не ограничивать.
И кто знает может быть, после пройденного пути, вам захочется научится и заняться искусством впрямую, то есть самому стать создателем. Это ли не самый желанный результат.
И в заключение еще раз о том, почему же такое сочетание маркетинг и современное искусство?
Потому что мы уже живем в квантовом мире. И если в реале это еще не так заметно, то в виртуальном пространстве это уже не требует доказательств. Все меняется под взглядом наблюдателя и мгновенно подстраивается по него. Поэтому, если мы не будем ртутно активны, то быстро проиграем даже самому примитивному искусственному интеллекту.
А вы думали, что ваши конкуренты – это только ваши конкуренты?
Сайт автора канала Маргариты Боярской www.borita.ru