Продолжаем своего рода экскурс по любимым фильмам Гайдая. Сегодня речь пойдёт о фильме "Иван Васильевич меняет профессию". В комментариях к первому нашему обзору , к фильму "Бриллиантовая рука", читатели высказали пожелания обратить внимание на фильм об Иване Васильевиче, меняющем профессию. Чем мы сегодня и займёмся. Пересмотрев уж в который раз этот прекрасный фильм, я обнаружил два момента, на которые хотелось бы обратить внимание заинтересованной общественности.
Момент первый - это неясность в ситуации с медальоном шведского посла.
Вопрос стОит того, чтобы сконцентрировать на нём некоторое внимание. Как известно из фильма, князь Милославский (он же Жорж) планировал сдать украденный им у посла медальон в ломбард или иным скупщикам краденого. Он даже поинтересовался об этом у Феофана. Тот уверил его в том, что поможет. Хотя, по всему было видно, что он не понял, о чём его спросили. В дальнейшем, как мы знаем, ему же и достался тот самый медальон. Дальнейшая судьба медальона осталась неизвестной. Отсюда возникает ряд закономерных вопросов: каким образом могли бы распорядиться драгоценным медальоном Жорж и сам Феофан, если бы линия медальона была продолжена в фильме? Как бы вы продолжили эту линию, будь вы на месте режиссёра? И сколько мог бы стоить такой медальон в наше время, как говорится - здесь и сейчас? Поделитесь своими мыслями на этот счёт. Понятно, что на этот вопрос не легко дать чёткий и исторически корректный ответ. Надо быть большим специалистом в истории Древней Руси, а также обладать квалификацией в торговле ювелирными изделиями. Поэтому к рассмотрению принимаются и маловероятные, и фантазийные версии, не лишённые смысла.
Второй момент заключается в том, что при просмотре сценки написания царём письма, я поймал себя на мысли о том, что не знаком с фразой, которую надиктовывал царь Иоанн Васильевич дьяку Феофану, а именно - " преподобному игумену Козьме, Царь и Великий Князь всея Руси, челом бьёт." Откуда эта фраза? И кто такой этот игумен Козьма? И почто царь и великий князь всея Руси ему челом бьёт?
Попробуем в этом разобраться.
Знаменитое «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» (расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области ) было написано Иваном Грозным в сентябре 1573 года. Впервые послание было опубликовано в 1812 году в Москве. Некоторые цитаты из послания мы можем услышать в выражениях царя в фильме. Послание было написано в ответ на грамоту настоятеля монастыря игумена Козьмы и братии монастыря в связи с конфликтом между двумя влиятельными монахами – Ионой, в миру боярином Иваном Васильевичем Шереметевым, принявшим постриг в 1570 году, и Варлаамом, в миру Василием Степановичем Собакиным. Люди различного происхождения и социального статуса оказались в одном монастыре в равных правах "чернецов". Однако и в стенах монастыря, Иона Шереметев вёл праздный образ жизни, нарушая монастырский указ и требуя себе особых привелегий. Особенно негодовал царь тому обстоятельству, что Иона Шереметев питается не как все монахи в общей "столовой", а отдельно, у себя в келье. Причём, зачастую, в компании приближённых к нему ( попросту говоря - друзей ). Пищу ему приготовляют так же свои повара из отдельных, только для него заготовленных, продуктов. Шереметев – выходец из старинного московского боярского рода, пользовавшийся большим влиянием ещё при предках Грозного и впавший в немилость накануне опричнины. Собакин – представитель одного из служилых родов, возвысившийся в годы опричнины, благодаря, в основном, женитьбе царя на представительнице этого рода Марфе Васильевне ( помните в фильме - "Марфа Васильевна я.") Варлаам Собакин играл в Кирилло-Белозерском монастыре своеобразную роль царского уполномоченного. Руководство монастыря, очевидно, тяготилось присутствием Собакина и благоволило к Шереметеву. В 1573 году Собакины разделили участь многих родов, возвысившихся в годы опричнины - попали в опалу. Племянники Варлаама были обвинены в колдовстве. Возможно, именно это обстоятельство и сподвигло руководство монастыря, на написание царю сей грамоты, порицая Собакина и заступаясь за Шереметева. Однако несмотря на свое недовольство Собакиными, Грозный не пожелал разделить благосклонность игумена Козьмы к Шереметеву. Выражая свою озабоченность тем, что в самом монастыре, при попустительстве руководства ( того самого Козьмы и братии ) расшатываются устои и уложения о монашеской отшельнической жизни, принятые ещё основателем монастыря великим чудотворцем Кириллом.
А вот как звучит первый абзац письма. Само письмо весьма длинно. На его прочтение может уйти почти час времени, но тому, кто заинтересуется, не составит труда найти и сам текст письма , и время, для его прочтения.
Увы мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох мне, скверному! Кто я такой, чтобы покушаться на такое величие? Молю вас, господа и отцы, ради бога, откажитесь от этого замысла. Я и братом вашим называться недостоин, но считайте меня, по евангельскому завету, одним из ваших наемников. И поэтому, припадая к вашим святым ногам, умоляю, ради бога, откажитесь от этого замысла. Сказано ведь в Писании: "свет инокам - ангелы, свет мирянам - иноки". Так подобает вам, нашим государям, нас, заблудившихся во тьме гордости и находящихся в смертной обители обманчивого тщеславия, чревоугодия и невоздержания, просвещать. А я, пес смердящий, кого могу учить и чему наставлять и чем просветить? Сам вечно в пьянстве, блуде, прелюбодеянии, скверне, убийствах, грабежах, хищениях и ненависти, во всяком злодействе, как говорит великий апостол Павел: "Ты уверен, что ты путеводитель слепым, свет для находящихся во тьме, наставник невеждам, учитель младенцам, имеющий в законе образец знания и истины: как же, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а нарушением его досаждаешь богу?" И опять тот же великий апостол говорит: "Как, проповедуя другим, сам останусь недостойным?"
Если коротко, то из содержания письма можно сделать вывод, что с привилегиями "власть предержащих", с коррупцией и чванством, в среде так называемой "элиты", боролся или, во всяком случае, возражал против этого , ещё сам Иван Грозный!