Уже давно доказана зависимость технологического и социального прогресса от развития института интеллектуальной собственности. Уникальные идеи могут приносить больше пользы, чем нефть и золото вместе взятые. Но есть и обратная сторона медали.
Как атомная энергия, используемая во враждебных целях, служит для уничтожения человечества, так и патентное право корыстные люди применяют для шантажа и вымогательства. Например, берут нечто общеизвестное и описывают это замысловатым образом в качестве инновации.
Так, в конце 90-х никому не известная компания «Технополис» запатентовала обычную бутылку, которая в документах была описана как «стеклянный сосуд, в поперечном сечении имеющий границы наружной и внутренней стороны», у которого «по крайней мере на границе наружной и/или внутренней стороны часть линии границы по крайней мере одного из поперечных сечений выполнена в виде фрагмента или комбинации фрагментов косого конического сечения прямого кругового конуса».
Отчисления в размере 0,5% от выручки было решено собирать с производителей напитков, но благодаря стараниям пивоваров скандальный патент аннулировали.
Особенно такие злоупотребления распространены в США, причем там «навариться» пытаются все подряд: от проходимцев до солидных компаний.
Даже великий Томас Эдисон чуть было не уничтожил американский кинематограф, запатентовав принцип проецирования изображения на экран, хотя его изобретение – кинетоскоп – предназначалось только для индивидуального просмотра картин. Кинопредприниматели из Европы использовали технологию братьев Люмьер, но, несмотря на это, оказались должны платить громадные отчисления. 24 декабря 1908 года полиция по требованию Эдисона закрыла около 500 кинотеатров, отказавшихся выплачивать роялти.
Эдисон создал целый картель, мешавший работать кинопроизводителям и владельцам кинотеатров, в результате чего пострадавшие бизнесмены массово начали переезжать в Калифорнию в поисках укрытия. Именно так всемирную славу приобрел Голливуд.
Атакам патентных троллей подвергаются и гиганты IT-индустрии. То где-то возникают владельцы прав практически на любые смартфоны, то защищаться приходится производителям антивирусов. Последние, кстати, в большинстве случаев предпочитают платить злоумышленникам.
Сами крупные игроки тоже не прочь поучаствовать в подобных аферах. В начале 00-х IBM билась с Amazon за лицензионные отчисления с таких технологических решений, как «заказ товаров», «хранение данных в интернете», «демонстрация рекламы».
Грешат и хорошие специалисты, прогнозирующие развитие технологий. Они не страшатся затрат на патентование «принципов», потому что знают, что через 5–10 лет можно будет прийти в высокотехнологичную компанию за деньгами.
Российское патентное право, к счастью, оставляет меньше лазеек для троллей. Один из основателей компании Promobot Олег Кивокурцев рассказал ipquorum.ru, что его стартапу не стоило большого труда отшить вымогателей, владеющих правами на «автономного сервисного робота», пытавшихся нажиться на продукте.
«Мы отказались, так как эта идея универсальная и не может никому принадлежать. Мы сразу поняли, что это патентный тролль, потому что знаем конъюнктуру рынка. Тролли пригрозили нам разбирательством в суде. Мы сказали «Давайте!», и в дальнейшем никаких действий с их стороны не было. Но наверняка были такие, кто испугался и заплатил», – рассказал Кивокурцев.
Он также отметил, что шантажисты в подавляющем большинстве случаев пытаются набить карманы на вещах, лежащих на поверхности. Ведь если что-то действительно важное и содержательное было изобретено, то выгоднее «самому создавать и продавать продукт, чем троллить».