Речь Посполитая дала миру множество магистров киноэкрана. Суровый Анджей Вайда, блистательный Роман Полански, хитроумный Ежи Сколимовский, печальный Кшиштоф Занусси, тонкий Кшиштоф Кесьлевский. Эти режиссеры собрали целый ворох призов в Каннах, Венеции и Карловых Варах. Однако, мне всегда были интересны авторы для внутреннего потребления. Те, которых мало кто знает за границей, но дома они пользуются бешеной славой. Как, например, наши Марк Захаров и Эльдар Рязанов, сербы Слободан Шиян и Дежан Зечевич, индейцы Адитья Чопра и Ветримараан.
Тонкие знатоки национальной натуры, сталкеры народного подсознания, носители этнического кода. Таким национальным героем для меня стал в Польше Войчех Смажовский. О, какой это чудесный режиссер! Он делает фильмы в стиле нашей киноперестройки. Войчех смело бичует так сказать польские пороки. Отметим же такие нетленки как “Дорожный патруль”, “Клир”, “Плохой дом”, “Свадьба”, “Волынь”. Мздоимство, лиходейство, злоба, коварство и подлость подвергаются строгому осуждению. Никто не уходит без назидательной, но веселой порки. Гаишники, гости на свадьбе, ксендзы и украинцы.
Особенно мне нравится его фильм “Песни пьющих” (Pod mocnym aniolem).
Это, пожалуй, лучшая кинолента об алкоголизме. Мне живо вспомнился мой знаменитый запой 2005 года, когда меня увезли в реанимацию с псевдоинфарктом. И я помню этот дуализм пьянства, тонко подмеченный Смажовски. Пропасть холодного повтора, сладость пьяных грез и ощущение полета после того, как вот добежал до ларька и пригубил грамм 300 целебного зелья. Сюжет же таков. У талантливого писателя в Варшаве водка льется как из брандспойта, бутылки и люди мелькают в мутном взоре. Каждый раз он оказывается в лазарете, сочинитель дает зарок больше не пить, но не может устоять перед соблазном. Оказывается, что водка глубже счастья, жизни краше. Тонкая натура не может перед ней устоять!
https://zheniavasilievv.livejournal.com/1031501.html