Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Забудьте слово "смерть" (1979)
Несмотря на название этого "истерна", смерть на экране приходит буквально с первых же кадров...
Как и раньше, для режиссера главное - динамика, основанная на "железных" законах жанра. Однако и в здесь наметилась тенденция к штампу. Складывается впечатление, что на первом плане для постановщика находится не сюжетная интрига, пусть даже и вторичная, а сцены с эффектно падающими убитыми...
Увы, Самвел Гаспаров не Серджо Леоне: попытки заполнить сценарные "пустоты" кровавыми перестрелками, где в конечном счете не важно, кто и в кого стреляет, превратили фильм "Забудьте слово "смерть" в заурядную потасовку на фоне гражданской войны...
"Ненависть" (1977)
Бодрая пульсирующая музыка, профессиональная операторская работа, направленная на максимально выигрышную подачу трюков, привычный выбор натуры /полутемные избы, полуразрушенные церкви, выгоревшие гимнастерки и истертые кожанки...
"Ненависть" - один из самых известных "истернов" Самвела Гаспарова, в которых события гражданской войны преломлялись будто сквозь туманное стекло, а приметы времени были намеренно стерты.
вгений Леонов-Гладышев и Елена Цыплакова с видимым удовольствием играют в "Ненависти" отнюдь не людей 20-х годов, а своих сверстников, как бы перенесенных неведомой машиной времени на десятки лет назад.
В фильме проявилась и другая особенность режиссерской манеры Гаспарова - стремление к внешнему эффекту. Так , пригласив на микроскопическую роль актера с впечатляюще броской внешностью, режиссер разворачивает целый эпизод с "русской рулеткой" лишь для того, чтобы показать, как красиво казак пустит себе пулю в лоб...
В целом получилось нечто вроде "Неуловимых мстителей" для взрослых, только без юмора.
Александр Федоров, 1980