Метод принуждения
Данный метод существует в теории педагогики. В современных условиях образования и воспитания считается весьма негативным. Хотя используется весьма широко и повседневно.
Одно из определений этого метода гласит:
Метод принуждения —система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.
Акцентирую на следующее:
побуждение вопреки желанию.
Каждый день родители и школа использует принуждение детей вопреки их желанию, например, идти в школу нужно, хотя ребенок не хочет идти в неё, и в целом, когда он не хочет учиться, делать домашнюю работу и так далее.
Я же хочу описать систему в педагогике, при которой принуждение должно использоваться как побуждение.
В этой связи себя хорошо зарекомендовал в свое время метод проблемного обучения, в ходе которого перед учеником ставится проблема, задача. При наличии нормальных условиях, то есть когда ученик способен решить проблему и имеет хоть какую-то мотивировку: получение хорошей оценки, то тогда педагог может создавать проблемы, которые достаточно хорошо соответствуют задачам образовательного процесса. А вот при не желании ученика такая система проблемного обучения обычно не особо достигает положительного результат.
Ребенок просто не желает учиться. Учитель и родители никак не могут его заставить, принудить учиться. Если родитель имеет больший диапазон воздействия на ребенка, то у учителя имеется практически нулевое множество воздействия, принуждения на ученика. Очень популярная ситуация в современной реалии.
Решение данной проблемы ищут многие, причем достаточно системно. Отчасти, этим наиболее активно занимаются специалисты коррекционной педагогики. Решение задач современного образования просто упирается с каждым годом в увеличивающееся количество таких детей.
Это множество детей следует распределить на группы по способностям:
1. дети способны усваивать учебный материал
2. дети способны усваивать бОльшую часть учебного материала
3. дети способны усваивать учебный материал только частично (группа ЗПР)
4. дети не способны усваивать учебный материал (группа УО)
4 группа, как правило, выпадает из контингента учеников обычных школ, а потому мы не будем её рассматривать.
3 группа частично обучается в обычных школах, создавая большую проблему учителям, особо когда такие дети имеют черты асоциальности. Ранее было комплектование классов из таких детей и рекомендации родителям прохождение ПМПК. К сожалению часто популярна ситуация, когда родители не желают , чтобы их ребенок проходил психолого-медико-педагогическую комиссию.
Исходя из такого анализа, становится понятно, что под принуждение попадают все дети из 2 группы и часть из 3 группы. По количеству таких детей в классе большинство.
Таким образом, мы определили количество и качество по способностям детей.
После этого педагогу нужно определить перечень проблемных задач, которые бы соответствовали каждому ученику. Нужно понимать, что у каждого ребенка есть определенные умения, напрямую или косвенно связанные с учебным материалом. Они есть. Определить их и найти сложно, но возможно.
И всё же, у внимательных, возможно возникает вопрос: при чем тут принуждение и проблемное обучение? Коротко, существует тесная взаимосвязь, заключающаяся в этих понятиях.
Принуждение - есть побуждение к деятельности. принципиально такое, что проблемное обучение, которое является побуждением к решение задач или проблем, а по сути таким же побуждением к деятельности. Это методологическая аналогичность принуждения и проблемного обучения. То есть фактически, используя проблемное обучение, мы используем принуждение. И я пишу о том, что проблемное обучение может быть одним из методов принуждения для детей описанных 2 и 3 группы.
Надеюсь такое логическое рассуждение понятно.
В данной группе я рассматриваю, прежде всего, учеников начальных классов. Но рассматриваемые постулаты и методы могут использоваться при соответствующем преобразовании и для детей значительно старшего возраста.