А мы продолжаем цикл "Интересные самолеты" на территории Узбекистана.
Уже были рассказы о Ил-62 и о Ту-134, сегодня на очереди - Як-42.
Як-42 - ближне и среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в конце 1970-х годов, делавшийся на замену Ту-134 и получившийся на момент своего создания современным и удобным. К сожалению, катастрофа 1982-го года из-за конструкторской ошибки, задержка начала серийного производства из-за нее на пару лет, и последовавший развал Союза - так и не дали этой машине по-настоящему раскрыть свои крылья.
Несмотря на то, что основное производство шло в конце 80-х и 90-х годов и не было построено даже и 200 самолетов - они до сих пор находятся в пассажирской и грузовой эксплуатации. Правда в количестве не более 20 штук.
По плану, в 1992-1993 году должна была быть начата эксплуатация Як-ов и в Узбекской ГА, но развал СССР не позволил этому осуществится, и поэтому ни одного 42-го в Узбекской ГА так и не было.
Тем интереснее наш сегодняшний экземпляр - Як-42 с номером СССР-42305, одна из первых серийных машин, выпущенная в 1978 году, и эксплуатировавшаяся только в МАП СССР. В конце 80-х годов был передан как учебное пособие в Нукусское училище, тем самым оказавшись единственным на долгие десятилетия 42-ым в Узбекистане. Позже некоторое время побыл памятником у аэропорта г. Нукус, и в середине 2000-х - по мнению большинства исторических справок в интернете был утилизирован.
Однако как оказалось - это не так! Наш уникальный 42-ой до сих пор цел и используется как тренировочный экземпляр на военном полигоне.
За уникальную фотографию - благодарим новостной портал Nuz.uz и пресс-службу Минобороны.