Здравствуйте. Творчество Аркадия и Бориса Стругацких, главная веха отечественной фантастики. По масштабу, популярности и следу в фантастической литературе до Стругацких не дотягивает ни то, что было до них, ни после. Да, были Ефремов с эпопеей «Туманность Андромеды» - «Час Быка», был Казанцев. Были и есть Александр Громов, Лукьяненко, Лазарчук, Дивов, Олди, Лукины и т.д. и т.п. Были и во времена Стругацких – Север Гансовский, Савченко, Илья Варшавский, Игорь Росховатский и т.п. Но.. все эти советские и современные авторы, несмотря на оригинальность их произведений, особый стиль, круг поклонников таланта и пр., все таки нельзя назвать авторами Первой Величины, или, если выразиться по-современному, «звездами» фантастики. Только Стругацких, можно поставить в один ряд с Лемом, Кларком или Саймаком.
Когда, я только завел этот канал, пока было мало подписчиков и не очень много просмотров, я не хотел касаться произведений АБС, пиарится на известном. Но канал худо бедно развивается и теперь уже можно поговорить и о «нашем фантастическом все». У каждого есть свои предпочтения наследия АБС. Кто-то в восторге от их философско-социальных произведений, «Гадкие лебеди», «Град обреченный»; кто-то зачитывается Миром Полдня, приключениями Максима Камеррера; кто-то чтит «Отель «У погибшего Альпиниста» или «Пикник у обочины». Лично я, всегда могу перечитать «Трудно быть богом» и «Сказку о Тройке», всегда найду в них что-то новое для себя. Но, в рубрике Шедевры советской фантастики я бы хотел поговорить о таком произведении АБС, которое производило впечатление на юных советских читателей тогда, в той стране и обществе, которое кануло в лету. О произведении, которое может считаться эталонным, для советской фантастики. Отражающим, ее достоинства, ну и недостатки. Не устаю повторять в своих обзорах, это мой взгляд, конечно же субъективный.
Поговорим о произведении, входящем, в так называемый, Предполуденный Цикл АБС, о повести «Стажеры», 1962 года издания. Мир Предполуденного цикла, в нем еще существуют классовые различия на Земле. Загнивают последние буржуазные государства, в которых социально-экономические противоречия середины 20-го столетия, продолжают обостряться и приводят уже к замедлению развития и научно-технического прогресса и наоборот, происходит рывок социалистического блока, развитой социализм, уже почти стал бесклассовым обществом всеобщего процветания.
Не буду здесь умничать «послезнанием». Не буду рассуждать и о том, что Борис Аркадьевич Стругацкий говорил и писал в новое время, писатели в большинстве своем ваяют будущее, исходя из установок своего времени и очень редко им удается выбраться за рамки этих реалий. Чем больше читаю фантастики, тем больше в этом убеждаюсь. Многим поклонникам тех или иных авторов это очень не нравится, «ты ничего не понял» писали в комментариях , поклонники талантливейшего Андрея Лазаручка, когда в обзоре его творчества, я позволил себе характеристику «ошарашенность перестройкой». Хотя.. может и не понимаю, чего уж там.
Вернусь к повести «Стажеры». Почему я выделил именно ее (ну или любую другую из Предполуденного цикла – «Путь на Альматею», например)?! Вот, возьмем дальнейшее развитие вселенной Стругацких?! Мир полдня, когда человечество решило большинство своих социальных проблем и принялось прогрессорствовать на арканарах и саракшах. Это завораживающий и далекий мир, полный приключений и чудес, ярких миров и пр. Но он будет не при этой жизни. Читая, про подвиги несгибаемого Быкова, мудрого штурмана Крутикова, крепкого парня Жилина, молодого, рвущегося вперед Юры Бородина, я твердо был уверен, вот оно мое будущее. Пройдет много много лет (для ребенка взросление кажется далеким) и я буду там, непременно буду, увижу кольца Сатурна, буду гонять хищников по пескам Марса, полечу дальше. Настолько яркий мир создали авторы «Стажеров», что именно так и представлялось. Много лет прошло, не страдаю от приступов ностальгии по несвершившемуся, как известно, времена не выбирают. Но то детское чувство, его частичка, осталась навсегда. Не буду дальше накручивать пафос, к примеру, именно те ощущения давних лет, заставляют сегодня, не радоваться просчетам Илона Маска или желать поражения китайской космической программе, брюзжать о тратах на космос нашей власти, мол «есть нечего, а вы тут откаты на космодромах».
Немного о сюжете повести. Герои предыдущих произведений Предполуденного цикла, экипаж фотонного космического корабля «Тахмасиб» (командир – Быков, штурман – Крутиков, борт-инженер Жилин, ) генеральный инспектор Юрковский и стажер Юра Бородин, совершают рейс по Солнечной системе, к объектам, инспектируемым Юрковским.
В ходе этого путешествия, героям предстоит решение самых разных проблем, как технического плана, так и социального. Авторы показывают как широкие картины освоения Марса, или загнивания капиталистического общества на отдельно взятом объекте, так и казалось бы более мелкие проблемы, которые заставляют подумать о взаимоотношениях людей (глава «На четвереньках» или отношение к подвигу Юрковского и Быкова) Структура произведения представляет собой несколько рассказов, объединенных в одно целое, прибытием на место действия космического корабля «Тахмасиб» с инспекцией.
Даже, чисто приключенческий, аспект повести, по моему мнению, будет интересен и современному читателю. Даже, только, с этой точки зрения, предлагаю тем любителям фантастики, кто вдруг не брал в руки «Стажеров», ознакомиться с повестью. Книг нашего жанра сейчас выпускается много, на любой вкус, но фантастика Стругацких по-прежнему на ведущих ролях.
Что касается критики, не открою Америки конечно, если скажу об идеологизацией повести, она просто пронизана ею. Чего тут больше, личного взгляда Стругацких в 60-е годы, или дани бытовавших в обществе и государстве установок, не скажу и не хочу даже в этом разбираться. По «марсианской» главе, например, видно, что общество тогда не интересовали проблемы экологии, прямо вот совсем. Может, кто-то упрекнет в шаблонности героев произведения. Любое произведение можно покритиковать, ну и я это сделал, хотя лишь только «для галочки».
За сим, на сегодня все, читайте фантастику, читайте Стругацких. Ну и как известно, все самое важное на Земле.