Найти в Дзене
Открытая Библия

Падение Моава: Библейские пророчества и в чем их актуальность для меня сегодня? Исаия 15

Продолжаем наш цикл по изучению книги пророка Исаии - и пророческой значимости этой книги для нас.

Пророчество о Моаве. - Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Ис.15:1

Последовательное упоминание ночи в самом начале этой главы возможно служит для своего рода синхронизации событий, которые описаны в этой главе, с новозаветними пророчествами о Дне Господнем. Падение Моава происходит "ночью", и это, наряду с контекстом главы, наводит на мысли о времени тьмы, о котором говорится в Откровении Иоанна, и которое происходит при излитии пятой чаши Божьего суда (Откр.16:10). На этот раз новое и странное видение открывается перед нами вместе с пророком Исаией – наказание Моава, его храма и высот, и улиц их города, который расположен на горе, точно так же, как Иерусалим. Рыдают вооруженные солдаты Моава (стих 4), и все «рыдает, утопает в слезах» (стих 3). Бороды моавитян острижены. И даже Божье сердце рыдает о Моаве (стих 5). Что все это значит?

Мой более подробный комментарий на Исаию 15.

В этой главе мы не получим всех ответов о значимости Моава. Тем не менее, мы начинаем собирать пазлы великой пророческой картины падения Моава – этого народа изобилия с его невероятными богатством и влиянием. Поскольку в этой главе Исаия не предоставляет нам много подробностей о значимости Моава и его падении, то позвольте мне напомнить о том, кем был буквальный Моав в истории. Привожу краткую цитату из Википедии:

Моа́в (ивр. ‏מוֹאָב‏, греч. Μωάβ) — историческая область в западной Иордании. Представляет собой засушливое плоскогорье, примыкающее к восточному берегу Мертвого моря и южному течению реки Иордан (Чис.35:1). Столицей Моава был город Кериоф (Амос.2:2). Некоторое время Моав был в вассальной зависимости от Израиля, но после смерти Ахава приобрёл независимость (4Цар.3:4).

Моав
Моав

Происхождение

Согласно библейскому повествованию, Моав и Аммон родились после разрушения Содома и Гоморры от Лота и его старшей и младшей дочерей соответственно.

Бегство из Содома. Жена  Лота жалеет обо всем потерянном и превращается в соляной столб.
Бегство из Содома. Жена Лота жалеет обо всем потерянном и превращается в соляной столб.

Библия говорит, что моавитяне и аммонитяне, потомки Лота, рожденные от кровосмешения с его дочерьми (Бытие 19:37-38).

-4
-5

Моавитяне сначала населяли плодородные высокогорья на восточной стороне ущелья Мертвого моря, простираясь на север к горе Галаад, откуда они изгнали Эммимов, коренное население, но затем сами были изгнаны на юг воинственными племенами Амореев, пересекшими реку Иордан. Амореи, описанные в Библии, во время правления царя Сигона ограничили пределы Моявитян с юга рекой Арнон и это сформировало их северную границу.

И сказал мне Господь: не вступай во вражду с Моавом и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым. Ис.15:9

Согласно Книге Судей, израильтяне не пересекали пределы Моавитян (Суд.11:18), но взяли войною царство Сигона, царя Аморрейского, завлядев в том числе и его столицей - укрепленым городом Хешбоном. После завоевания Ханаана отношения Моава с Израилем носили смешанный характер, иногда воинственный, а иногда и миролюбивый…

Согласно Библии, моавитяне выступали против вторжения Израиля в Ханаан, этой же позиции придерживались и аммонитяне…

...весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых.

И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время.

И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня;

итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят. Чис.22:3-6

С другой стороны, брак двух Ефрафян из Вифлеема (колено Иудино) Хилеона и Махлона с Руфью Моавитянкой и Орфой, и последующий брак Руфи, после смерти ее мужа с Воозом, сделавшимся прадедом Давида, упоминаются без тени упрека.

-6

Но Исаия еще вернется к теме Моава и Едома, и не раз. Некоторую сборную картину пророчеств в Библии и Едоме и Моаве я делаю в этой вот публикации на Открытой Семинарии.

Понравилась статья? Не пожалейте сил нажать "палец вверх", поделиться статьёй с друзьями или прокомментировать!
А чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.