Найти в Дзене
Цех

Как проверять научные сенсации

Как стать гуру фактчекинга, если ты не ученый

Журнал Popular Science составил простую инструкцию для тех, кто хотел бы научиться проверять факты, не будучи специалистом в науке.

Чтобы прорваться к знанию, которое лежит где-то между броским заголовком, созданным по законам кликбейта, и научным жаргоном, изобилующим непонятными терминами, сперва стоит открыть оригинальный текст исследования. Если за статьей-«сенсацией» не стоит научная публикация – это уже повод насторожиться: любое уважающее себя издание обязательно подкрепит популярное изложение ссылкой на источник. Часть научных публикаций могут оказаться доступны только по подписке, но даже в таком случае, вы сможете увидеть превью текста, ключевые слова и фамилии авторов, а также некоторые другие данные (например, индекс цитирования), которые позволят вам, как минимум, понять, что исследования не придуманы журналистами – и посмотреть другие работы ученых.

Итак, перед вами научный текст, который находится в открытом доступе. На что следует обратить внимание?

Допустим, речь в популярной статье идет о том, что голубой свет, исходящий от телефона, может испортить зрение. Из исследования мы узнаем, что использовался сканер, измеряющий физические изменения структуры глаза. У молодых людей ученые обнаружили некоторое специфические отклонение. Далее последовало предположение, что поскольку этот симптом новый, а молодые люди проводят много времени, смотря на экраны мобильного, то эти явления могут быть взаимосвязаны. И недобросовестное издание приходит к выводу, что свет от телефона приносит вред нашему зрению. Это, конечно, неверный вывод, ведь замеры голубого свечения, негативно влияющего на зрение, не проводились, равно как не подвергался сомнению и источник злополучного излучения.

К счастью, для того, чтобы проверить подобную информацию на достоверность, не нужно обладать специальными знаниями, достаточно быть внимательным читателем. Ниже вы найдете 6 простых советов, как не потеряться в научном тексте.

  1. Выделите ключевые слова в статье и проверьте, действительно ли они упоминаются в оригинальном исследовании и если да, то в каком контексте. Встречаются ли они в основной части, выводе и отрывке публикации?
  2. Второй золотой принцип фактчекинга звучит так: «корреляция необязательно означает причинно-следственную связь». Дизайн исследования, целью которого является обнаружение причины того или иного явления, основан на работе с переменной и определению ее влияния на объект. Если вернуться к примеру с голубым светом, то в данном случае следовало бы пригласить для эксперимента несколько возрастных групп, провести замеры, меняя количество излучения, а также протестировать разные источники света.
  3. Чтобы понять, какую цель преследовали ученые, стоит заглянуть в раздел, где описывается методология – так можно выяснить, применялись ли в конкретном эксперименте сравнительные тесты. Здесь же можно оценить выборку респондентов. Посмотрите, сколько человек приняли участие и какие демографические группы они представляли. Не существует оптимального числа участников, гарантирующего качество исследования, но, как правило, чем больше людей – тем точнее результат.
  4. Не менее полезной может оказаться секция, посвященная обсуждению исследования. Большинство влиятельных журналов включает авторский комментарий об ограничениях выбранной методологии ­– иногда ученые признают, что не могут вывести из полученных данных причинно-следственных связей. Однако это стоит считать не слабостью, а признаком реалистичного взгляда на собственную работу.
  5. Другой важный момент, требующий внимания читателя – это сравнение со средними и нормативными значениями. Предположим, вы видите устрашающее число в заголовке – не спешите пугаться, попробуйте найти шкалу, по которой вы сможете точнее сориентироваться в показателях.
  6. Наконец, убедитесь в отсутствии заинтересованных сторон и конфликта интересов. Обнаружив, что исследование о вреде голубого света провели сотрудники компании, торгующей очками, которые блокируют вредоносное излучение, можно смело сомневаться в объективности научных испытаний. Конечно, это не означает, что результаты эксперимента неверны, но стоит бдительнее отнестись к интерпретации данных.

«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.