Детский нуар как феномен советской культуры
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, анализируя особенности мрачного мета-жанра, более известного как нуар, мы обнаружили, что он мог проявляться в пародийной - детской форме, а также его можно обнаружить в советском кинематографе разных лет. Парадоксально, но советский детский нуар был явлен более ярко и отчетливо, чем западный (тоже детский). Об этом наш сегодняшний материал.
Возникновение детского нуара в СССР во многом связано с особенностями формирования детской культуры. В частности, влиянием на неё писателя Аркадия Гайдара. Часть его произведений носят откровенно нуарный, то есть мрачноватый и замещенный на криминале характер. В качестве примера можно привести повесть «Судьба барабанщика», которая была экранизирована в 1955 и 1976 годах. Мальчик оказывается в заложниках «врагов», однако в критический момент не боится взяться за оружие.
Схожее звучание имеет другая повесть Гайдара «Военная тайна» (экранизирована в 1958 году). Именно в её структуре содержится не менее мрачная «Сказка о Мальчише Кибальчише». Опять же если взять довоенный период, то часть детской культуры формировалась под влиянием мифа о Павлике Морозове. То есть гибель «героического ребенка» была реальностью, а не некой метафорой.
Подобных примеров можно обнаружить множество, даже в весьма умеренные (с точки зрения идеологии) «годы застоя». Можно привести в качестве пример фильм 1981 года «Руки вверх», который был построен в качестве детской пародии на западные нуарные образцы. Некая таинственная организация хочет испортить советских детей при помощи специального средства «балдин». Некоторые сцены, полностью отвечают внешним канонам классического нуара. Тут нужно обратить внимание на сцену «покаяния» агента в исполнении Г. Вицина.
Были и другие примеры. Например, в 1976 году была снята двухсерийная детская лента «Приключения Калле-сыщика». В ней явно читалось влияние фильма из ГДР «Эмиль и сыщики», который в свою очередь был ремейком ленты 1931 года. А та в свою очередь экранизацией детского криминального романа, который был написан Эрихом Кестнером в годы Веймарской республики как пародия на американские бульварные повести.
Дружественный канал про новые технологии
Однако самой известной и, наверное, самой популярной является вторая (криминальная) сюжетная линия в советском телесериале «Приключения Электроника»(1979). Напомним, что она связана с действиями в некой западной стране банды Стампа. Именно из её состава в школьное окружение внедрен Урий (в исполнении молодого Караченцева). Сам же Стамп после неудавшегося ограбления музея искусств («Давайте будем нести искусство людям») запомнился «философским вопросом»: «И всё-таки, где у него кнопка?»
Сайт про нуар http://noir-film.ru/
Однако самым вызывающим детским нуаром советского производства стала лента 1974 года «Дорогой мальчик». В ней сына советского дипломата случайно похищает банда гангстеров, перепутав с наследником миллионера, который заработал своё состояние на собачьих консервах (нашему мальчику это сочетание тогда казалось «диким»)
Как видим, детский нуар в СССР был вполне реальным явлением, даже более реальным, нежели во взрослом советском кино. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний обзор. Однако очень скоро мы продолжим анализировать так называемый «советский нуар». А потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»