Найти в Дзене
Судострой

Энергоблок "Академик Ломоносов" принят заказчиком. Что дальше?

Буксировка ПЭБ "Академик Ломоносов" в апреле 2018 года / Фото: ТГД
Буксировка ПЭБ "Академик Ломоносов" в апреле 2018 года / Фото: ТГД

30 июня 2019 года стало знаменательным днём для отечественной промышленности и атомной энергетики. В этот день между "Балтийским заводом" и концерном "Росэнергоатом" (входит в госкорпорацию "Росатом") был подписан акт приёма-передачи плавучего энергоблока (ПЭБ) "Академик Ломоносов" проекта 20870. Сегодняшний рассказ ТГД – о строительстве и перспективах первого российского и на данный момент единственного в мире атомного плавучего энергоблока.

Разработкой проекта 20870 занималось петербургское ЦКБ "Айсберг", специализирующееся на создании атомных ледоколов. Закладка "Академика Ломоносова" состоялась на северодвинском "Севмаше" в апреле 2007 года. Однако в августе 2008 года было принято решение о переносе строительства на "Балтийский завод" в Петербурге. Спуск на воду энергоблока состоялся в июне 2010 года. В апреле 2018 года энергоблок отправился на загрузку топливом и испытания в Мурманск. В ноябре того же года начался физический пуск реакторной установки.

ПЭБ "Академик Ломоносов" представляет собой несамоходное судно длиной 144 м, шириной 30 м, осадкой 5,5 м и водоизмещением 21,5 тыс. тонн. Две судовые реакторные установки КЛТ-40С способны вырабатывать до 70 МВТ электрической и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном режиме.

Наряду с береговой инфраструктурой, ПЭБ "Академик Ломоносов" входит в состав плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), которая разместится в г. Певек на Чукотке.

ПЭБ "Академик Ломоносов" в июне 2019 года / Фото: Балтийский завод
ПЭБ "Академик Ломоносов" в июне 2019 года / Фото: Балтийский завод

Подписание приёмного акта означает, что "Академик Ломоносов" прошёл все испытания и подтвердил заявленные характеристики. Теперь, после более чем 12 лет строительства, энергоблок может быть допущен к полноценной эксплуатации.

Для этого "Академику Ломоносову" предстоит преодолеть путь из Мурманска в Певек. Как и на участке из Петербурга в Мурманск, делаться это будет с помощью мощных морских буксиров. Уже известна точная дата начала перегона по Севморпути – 23 августа 2019 года.

Тем временем в Певеке продолжается подготовка береговой инфраструктуры. С 2016 года здесь сооружаются береговые и гидротехнические сооружения ПАТЭС. Создаваемые объекты должны обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приёмку энергомоста на берег.

Передача электрической и тепловой энергии с ПАТЭС в энергосеть "Чукотэнерго" и теплосеть Певека должна начаться в 2019 году. По крайней мере, такие данные приводит руководство концерна "Росэнергоатом".

В дальнейшем ПАТЭС должна заменить мощности Чаунской ТЭЦ (г. Певек) и Билибинской АЭС, которые будут выводиться из эксплуатации. Ситуация примечательна тем, что расстояние между городами Певек и Билибино, где находится атомная станция, составляет по трассе около 360 км. Строительством двух одномерных линий 110 кВ Певек – Билибино занимается компания "Русгидро". Бюджетное финансирование на эти цели предусмотрено в 2019-2020 годах.

По текущим планам, три действующих энергоблока Билибинской АЭС общей электрической мощностью 33 МВт прекратят свою работу в период с 2019 по 2021 годы. Первый энергоблок 11 МВт был остановлен для вывода из эксплуатации в начале 2019 года.

ПЭБ "Академик Ломоносов" / Фото: Балтийский завод
ПЭБ "Академик Ломоносов" / Фото: Балтийский завод

Что касается дальнейшего развития атомных плавучих энергоблоков, то "Росатом" готовит второе поколение плавучих АЭС – оптимизированных энергоблоков с новейшими атомными реакторными установками "РИТМ-200М". Предполагается, что они позволят сократить строительные и эксплуатационные расходы на атомный ПЭБ. Высокая стоимость создания стала одним из главных аргументов противников проекта.

Впрочем, в последнее время у оппонентов "Академика Ломоносова" появился ещё один аргумент. Следуя мировому тренду по активному использованию сжиженного природного газа (СПГ), инженеры во многих странах, в том числе в России, активно проектируют плавучие энергоблоки на СПГ. По данным судостроителей, на такую продукцию уже есть зарубежные заказчики. Ни один атомный ПЭБ продать за рубеж пока не удалось.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о трамвае на водороде.