Найти тему
Секреты Старого Китая

Что ж это такое, искусство циньна? Просто и доступно.

Китайский термин циньна состоит из двух иероглифов, и его смысл - схватить, задержать, арестовать. Этим содержанием и руководствовались создатели популярного сейчас в Поднебесной и по всему миру искусства циньнашу, создавая систему спецподготовки для нужд зарождающихся полицейский сил нового, уже не имперского Китая.

Есть ошибочное мнение, что циньна - это китайский аналог японского джиу-джитсу, однако это не совсем так. Хотя и техники такого плана существовали издавна и обычно были тесно интегрированы в технику стиля или школы. Те техники, что сейчас входят в раздел циньна, раньше в среде Цзянху называли методами разделения мышц и растаскивания костей (分筋错骨手 fēnjīn cuògū shǒu). И в отдельное направление их выделили лишь в тридцатые годы двадцатого века (подробно о тех событиях читайте в этой статье). И создатели системы циньна изучали японские боевые искусства, например, заимствуя оттуда технику воздействия в партере, которой изначально не было в ушу.

Хань Цинтан (韩庆堂, 1900-1976), один из создателей циньнашу
Хань Цинтан (韩庆堂, 1900-1976), один из создателей циньнашу

Создавая циньна, его авторы стремились

...вобрать лучшее, отбросив устаревшее...

Как аргумент превосходства над японскими системами, авторами приводился следующий довод: техники дзю-дзюцу использовались воинами в доспехах в ближнем бою в ситуациях, когда оружие оказывалось неэффективным, и основой арсенала были броски и обездвиживания, болевые и удушения, учитывающие особенности боя в доспехах, поэтому ударная техника была минимальна. В циньнашу же при создании руководствовались условиями жизни, одеждой и оружием уже ХХ века. Причем ориентируясь именно на Западную модель.

Упрощенно говоря, их точка зрения была, что японцы - это традиционное оружие и доспехи, а циньна - это когда удобная современная одежда западного образца, малогабаритное огнестрельное и холодное оружие. Сейчас мы знаем, что это скорее рекламный ход, ибо Япония гораздо раньше Китая начала перенимать западную культуру.

В любом случае, китайское циньна сейчас очень популярно на Западе как технический арсенал для телохранителей и самозащиты. Подобного видео сейчас очень много, однако это уже довольно сложный вариант развития изначальной системы, направленной на обучение крепких и хорошо развитых крестьян - кандидатов в постовые.

Но вернемся к пониманию смысла термина циньна. Значение иероглифа цинь (擒 qín) несет здесь основную смысловую нагрузку, означая схватить, поймать, задержать, взять в плен, изловить. В боевых искусствах смысл иероглифа цинь передают простым примером: вам бросают что-то и вы это ловите в воздухе. Классический вариант в рамках циньнашу - это перебрасывание шадая -мешка с песком для тренировки захватов и навыка ловить руку противника.

Основное значение слова «на» (拿 ná) - это брать и держать в руках, но также и ловить, хватать, арестовывать. Например, вы не ловили шадай, а взяли его с полу и держите в руке. Это и будет понимание иероглифа на в контексте ушу. Таким образом получается, что смысл циньна - это ловить и удерживать.

Циньна обязательный раздел подготовки НОАК и полиции КНР
Циньна обязательный раздел подготовки НОАК и полиции КНР

В современном ушу термин циньна означает один из четырех основных видов боевой техники. К первому виду относятся удары руками, ко второму удары ногами, к третьему броски, к четвертому циньна. Сюда относят все приемы, где победа над противником достигается с помощью взятия захвата.

-3

Арсенал приёмов достаточно богат. Что-то относится к разделу болевых приемов, а что-то к технике удушений или других воздействий на противника. Есть и различные «грязные трюки», которых не найти в спортивных единоборствах, ибо изначально циньна создавалась для ведения реального боя, и в ослабленном виде она применяться не может, ибо работать не будет, особенно если противник физически сильнее вас.

-4

При знакомстве с циньна знакомым спортсменам обычно приходится преодолевать один распространенный стереотип. Благодаря широкому распространению у нас в стране таких замечательных систем, как самбо и дзюдо, многие считают, что болевые приемы и удушения можно проводить лишь в партере. Однако в циньна всё это обычно происходит в стойке.

-5

Победы представителей клана Грэйси создали концепцию, что в любой схватке можно затянуть противника в партер. Однако это может быть хорошо в схватке один на один в заранее известных условиях, например на соревнованиях. В реальной схватке на улице противников может быть несколько, и пока вы будете возиться на земле с одним, другие могут неожиданно удивить вас, сыграв вашей головой в футбол. Или пусть даже противник будет один, но он достанет из кармана нож, пока вы ему заламываете руку. Именно такие истории произошли с моими друзьями по ДНД, куда мы молодыми комсомольцами ходили как раз ради занятий милицейским самбо. А недавно в баре вообще наблюдал прекрасную сцену, когда явно спортсмен-борец быстро скрутил своего оппонента на болевой в партере, тот заорал и постучал по полу типа сдаюсь, а когда его отпустили, тут же пробил в голову своему обидчику. Честно так поступать или нет, сами решайте , но - такова жизнь!

Потому большинство техник циньна проводится в стойке и направлены на быстрый и жесткий вывод противника из строя.

-6

Такая техника требует хорошего знания анатомии и механики. Кроме того, если представлять человека как механическую систему с конечным числом степеней свободы, то в случае нахождения в партере, пол ограничивает свободу движений. А вот при схватке в стойке это не так, и потому здесь очень редко удается провести прием через силу, например, затянув противника в партер и силой разгибая ему руку в локте. В стойке, почувствовав неприятное воздействие, противник может переместиться так, чтобы ваш прием перестал быть эффективным. Поэтому в Старом ушу такие действия обычно предварялись ударным воздействием, например расслабляющим ударом в пах.

Продолжение следует....