В мировом кинематографе есть такие роли, которые играли десятки актеров. Одним из самых популярных образов отечественных фильмов стал Ленин, при этом на протяжении столетия актерские интерпретации существенно менялись.
Во времена СССР о Ленине было снято очень много фильмов, при этом возможность сыграть вождя пролетариата считалась знаком особого доверия и почета. С одной стороны, сыграть Ленина было большой удачей – эта роль могла открыть для любого актера большие перспективы и принести награды и премии, а с другой стороны – возникала опасность надолго застрять в одном амплуа и не получать других ролей (не мог же Ленин в следующем фильме появиться, например, в образе вора-рецидивиста!).
Однофамильцу вождя Михаилу Ульянову чаще доставались роли маршала Жукова, но Ленина ему тоже довелось сыграть. В этом образе он предстал в 3-х фильмах 1960-1970-х гг. После этого актер получал много писем от зрителей, которые просили его не соглашаться на роли отрицательных персонажей – однажды сыграв Ленина, по мнению киноманов, он просто лишился права изображать на экранах злодеев.
Накануне 50-летия Великого Октября и столетия Ленина выяснилось: образ Ильича настолько свят, что рискованно не только играть вождя, но даже показывать производственный процесс кино-ленинианы.
Вот что рассказывает об этом Фёдор Раззаков в книге "Скандалы советской эпохи":
В 1965 году кинорежиссер Марк Донской приступил к съемкам первого фильма дилогии о матери В. Ленина «Сердце матери». Во время съемок на площадке находилась еще одна съемочная группа – она снимала документальный фильм о самом Марке Донском. Документалистов интересовало все: как режиссер репетирует с актерами, как снимает, как монтирует снятый материал и т. д. Когда фильм был снят, его назвали «Здравствуйте, Марк Семенович!» и показали по Центральному телевидению. Премьера была приурочена к знаменательной дате – 6 марта 1966 года Донскому исполнилось 55 лет и было присуждено звание народного артиста СССР. Однако так получилось, но именно этот фильм стал причиной громкого скандала, ставшего достоянием общественности. А инициатором случившегося был тогдашний главный партийный идеолог Михаил Суслов.
Как и миллионы советских телезрителей, он в тот вечер сел у телевизора, чтобы посмотреть премьеру. Однако его терпения хватило минут на десять. После чего он сорвался с места и бросился к телефону. Звонил он тогдашнему председателю Комитета по радиовещанию и телевещанию Николаю Месяцеву.
– Вы что себе позволяете? Что показываете? – негодовал Суслов. – Какой-то старый еврей похлопывает Ленина по плечу и указывает: «Пойдешь туда, скажешь сюда, а потом вернешься и сядешь!» Как это понимать?
– Но это же кино, Михаил Андреевич! Документальный фильм о съемках художественного фильма, – пытался оправдаться Месяцев.
– Какое, к черту, кино! Показывать на всю страну, как Ленину наклеивают усы, бороду, как промокают лысину? Это же профанация светлого образа вождя. Немедленно прекратить показ!
И трансляция фильма была прервана чуть ли не на половине. А на следующий день последовали оргвыводы. Месяцев распорядился уволить всех, кто был причастен к показу фильма. Также вышло его распоряжение о том, чтобы впредь по ТВ не показывали работу скульпторов, создающих образ вождя, работу художников, документалистов, работающих по этой же теме. А Всесоюзное общество «Знание» прекратило выступления артистов, игравших Ленина, чтобы те, не дай бог, не поделились со слушателями секретами своей работы над образом вождя мирового пролетариата.
Как вспоминает Р. Нахапетов (он играл в фильме Донского роль молодого Ленина):
«Марк Семенович не ожидал такого поворота событий. В фильме была отражена руководящая роль режиссера на съемочной площадке – ничего больше. Обычная, если разобраться, вещь: режиссер репетирует, дает указания актеру. Но Марк Семенович не учел, кому он дает указания. Если бы я не был загримирован – другое дело. Но поучать Ленина? Командовать им?
Марк Семенович так был напуган происходящим, что даже захворал. Но его не тронули. Обошлось. Хотя во времена не столь отдаленные он мог бы здорово поплатиться за бесцеремонное отношение к вождю…»
Горькую пилюлю Донскому подсластило то, что в том же 1966 году на Всесоюзном кинофестивале в Киеве фильм «Сердце матери» был удостоен Главного приза. А два года спустя Британская киноакадемия включит фильм в число десяти лучших зарубежных картин 1968 года.
К счастью почитателей творчества Маяковского, Суслов не читал его стихи и поэтому не запретил и их. А ведь Владимир Владимирович эвона ещё когда выступал против обожествления вождя:
Как же
Ленина
таким аршином мерить!
Ведь глазами
видел
каждый всяк -
"эра" эта
проходила в двери,
даже
головой
не задевая о косяк.
Неужели
про Ленина тоже:
"вождь
милостью божьей"?
Если б
был он
царствен и божествен,
я б
от ярости
себя не поберег
я бы
стал бы
в перекоре шествий,
поклонениям
и толпам поперек.
Я б
нашел
слова
проклятья громоустого,
и пока
растоптан
я
и выкрик мой,
я бросал бы
в небо
богохульства,
по Кремлю бы
бомбами
метал:
д_о_л_о_й!
Впрочем, тема киновоплощений Ленина неисчерпаема, и к ней мы еще вернемся ближе к памятным датам октября-ноября.