Найти в Дзене
Капитан A320

MEL - полет с пассажирами на неисправном самолете.

Самолеты, как и любая техника, иногда ломаются. Казалось бы, если в самолете что-то вышло из строя, то неисправные детали необходимо заменить и только потом перевозить людей. Оказывается нет. Можно лететь с неисправностью. Достаточно давно в западных странах придумали такую штуку как MEL. С появлением иностранной техники в Российских авиакомпаниях это стали использовать и у нас.

Так что же это такое? MEL это аббревиатура и расшифровывается она так: Minimum Equipment List - перечень минимального исправного оборудования. Иначе говоря – MEL это некий список неисправностей, с которыми самолету разрешено летать. Существует так называемый MMEL – MasterMEL – его разрабатывает производитель самолета, а уже на его основе каждая авиакомпания пишет свой MEL, который не должен быть более мягким чем MMEL.

-2

Зачем это придумали? Не секрет, что каждая авиакомпания стремится заработать как можно больше денег. И никакой авиакомпании не выгодно, если ее самолеты будут стоять на стоянке в ожидании ремонта вместо того чтобы летать и приносить прибыль. MEL позволяет продолжить полеты и продолжать получать прибыль, вместо того, чтобы нести убытки (и не маленькие, одна стоянка чего стоит!) во время простоя самолетов. А не влияет ли это на безопасность пассажиров? Представьте ситуацию – самолет московской авиакомпании совершил посадку в … Норильске. И в этот момент выясняется, что не работает одна из печей используемых бортпроводниками для разогрева бортового питания. А пассажиры из Норильска уже ждут посадку на Москву. Что делать? Как заменить эту печь, если ее не то, что в Норильске нет, её и в Москве нет и нужно ее заказывать и 2 недели ждать доставку. Все проще - открываем MEL и видим, что с данной неисправностью можно выполнять полеты с пассажирами, если оставшихся работоспособных печей достаточно для обеспечения пассажиров горячим питанием. Техник на всякий случай отключает неисправную печь и счастливые пассажиры летят в Москву. А через две недели заказанная печь прибудет в базовый аэропорт этой компании и будет установлена на самолет. При этом очевидно, что отсутствие этой печи на безопасность полетов и комфорт пассажиров влияния не оказывает.

Аэропорт Норильска - Алыкель. Не самое уютное место.
Аэропорт Норильска - Алыкель. Не самое уютное место.

Но если из строя вышла не печь для питания, а что-то более важное? А на этот случай в MEL предусмотрены несколько категорий неисправностей:

· Категория А — элементы в этой категории должны быть восстановлены в течении 1 дня после обнаружения недостатка (дефекта).

· Категория В — элементы в этой категории должны быть восстановлены в пределах 3 календарных дней (72 часа), исключая день обнаружения недостатка (дефекта).

· Категория С — элементы в этой категории должны быть восстановлены в пределах 10 календарных дней (240 часов), исключая день обнаружения недостатка (дефекта).

· Категория D — элементы этой категории должны быть восстановлены в пределах 120 календарных дней (2880 часов), исключая день обнаружения недостатка (дефекта).

Алгоритм прост – неисправность обнаружена и записана в бортжурнал – сообщаем в авиакомпанию - ищем неисправность в MEL – действуем согласно MEL. А вот если найденная неисправность в MEL не упомянута – вылет запрещен. Так что ничего страшного в том, что самолет вылетает с отказами по MEL нет, все системы самолета имеют многократное резервирование, да и в тексте MEL полно разных условий – можно-то можно, но только если… А что пассажиры? Как ни странно, пассажиры тоже в плюсе. С одной стороны - безопасность не страдает, а с другой - сократив свои издержки авиакомпания может снизить цены на билеты!

Остальные статьи тут!