Роман «Вечный зов» Анатолия Иванова похож на картины в духе соцреализма. Если солнце – то теплое и ласковое, но никак не палящее или иссушающее. Если река – то непременно широкая, раздольная, бесконечная; река-кормилица, что дает воду для будущего урожая, река-прохлада, отдых после тяжелого трудового дня. Если вы хотите историй о неоднозначности мироустройства, о разных точках зрения на одни и те же факты – вы же не пойдете в музей смотреть картины Дейнеки, верно? Так и с этим романом.
В нем нет неоднозначных персонажей. Есть герои мятущиеся, но с первой страницы понятно, кто «хороший», а кто – «плохой». Хорошие – те, кто готовы пожертвовать для Родины всем – семьей, здоровьем, жизнью. Плохие – те, кто вовремя не занял «правильную» сторону во время Гражданской войны, или сломался на фронте во время Великой Отечественной, или переметнулся на сторону фашистов, став полицаем… Автор удивительно легко выносит суждения о личных качествах героев. Его мерило простое – патриотизм. Общественное должно быть сильнее личного, подвиг – это нечто повседневное в немного оруэлловской вселенной автора, баба – дура, штык – молодец…
Анатолий Иванов повторяет рефреном одну и ту же мысль: жизнь сложна, и неизвестно, как она может повернуться. И вместе с тем его герои предсказуемы до каждой запятой. Но жизнь — жизнь и вправду непредсказуема. Сложные судьбы ниточками сплетаются друг с другом, создавая неповторимый узор. И если перевести фокус внимания с очевидной до наивности идеологии в романе, он вдруг обретает живые голоса, и становится прекрасным повествованием – не только о преданности Родине и партии, но и о любви, предательстве, душевных метаниях, чести, сострадании.
Мне симпатичны герои «Вечного зова», которые любят и ненавидят, принимают решения по велению сердца и совершают роковые ошибки. Роман хорош сюжетными линиями, которые могут посоперничать с «Игрой престолов» по сложности и затейливости. В отличие от господина Мартина, который к концу эпоса явно запутался в перипетиях судеб своих героев, каждого из которых можно назвать первостепенным, Анатолий Иванов с математической точностью сводит все линии воедино в конце романа. Если вам нравятся истории в стиле «Облачного атласа», когда десятки героев вдруг приходят в одну точку – и точка эта вне пространства и времени, похожий прием вы обнаружите и здесь.
«Вечный зов» очень хорош. Хорош манерой повествования, когда ход времени нелинеен, повествование возвращается то в прошлое, то будущее, чтобы читатель мог с удивлением прояснить какие-то важные детали сюжета: так с каждой страницей образы героев становятся объемнее, правдивее и… Невозможно не проникнуться сочувствием к каждому из них. Автор жестоко порицает тех, кто сломался в боях за Родину во время ВОВ, и тех, кто не выдержал зверств фашистов в плену. Вероятно, современному читателю его позиция вряд ли будет близка. Мне кажется, в романе нет плохих персонажей. Есть сложное время, сложный выбор, сложные испытания, которые не всякому под силу выдержать.
«Вечный зов» дает возможность погрузиться в особое настроение, которого мы так ждем, когда забиваем в поисковик «старые советские фильмы». В них не расскажут о сталинских репрессиях, о Голодоморе и о том, сколько молодых и перепуганных ребят погибло в первые же недели Великой Отечественной, не успев даже понять, что происходит. «Вечный зов» - это возможность отвлечься от повседневной текучки мыслей, вспомнить о том, каким простым, в сущности, бывает счастье: запах хлеба после голода, дождь после засухи, мир после войны, лица родных после долгой разлуки.