В некогда славной команде Williams вновь наступили тёмные времена, правда в отличии от предыдущих кризисов, конца нынешнего не видно и многие уже сейчас предсказывают гибель легендарной конюшни из Гроу...
Но всегда ли она была такой могущественной? Давайте разберём!
Скромное начало
Большой энтузиаст гонок Фрэнк Уильямс впервые выставил свою команду в Формуле-1 в 1969 году. В те времена гонки ещё не были напичканы мощными и дорогостоящими технологиями и выставить машину на старт, пусть даже и купленную у сторонней компании, мог почти каждый. Вот и Железный Фрэнк решит вовсю погрузится в мир "королевских гонок", назвав своё детище Frank Williams Racing Cars.
Даже по тем меркам бюджет команды был очень маленький, поэтому за руль единственного купленного у Джека Брэбема болида было доверено выступать большому другу Фрэнка Пирсу Кариджу. Результаты превзошли все ожидания: Каридж четырежды набирал очки, а в Монако и США ему и вовсе удалось подняться на серебряную ступень пьедестала почёта.
На фоне успехов 1969-го, следующий 1970 год сложился катастрофически... Мало того, что новый болид De Tomaso по скорости напоминал черепашку, так ещё и на Гран-при Голландии в Зандвоорте Пирс Каридж попал в аварию и сгорел заживо...
Гибель близкого друга сильно подкосила Фрэнка... Он даже хотел бросить своё дело, которое так любил... Но взял себя в руки и продолжил свой путь в автоспорте... Правда последующие гонки не приносили должного результата, в виду отсутствия денег и талантливых гонщиков. Очковые финиши местами и были, но за долгих 5 лет после того злополучного инцидента выхода из кризиса не находилось. И тут чудо! На Гран-при Германии 1975 года Жак Лаффит за рулём, казалось бы, беспомощного Williams FW04, приносит подиум, 2 место!
Именно оно и заставляет обратить на себя внимание канадского миллиардера Вальтера Вольфа, который выкупает половину команды у Фрэнка Уильямса и принимается вкладывать в неё деньги.
Но новая машина, построенная уже самостоятельно, оказалась совершенно неконкурентоспособной. Вальтер Вольф, поняв, что такое положение вещей его не устраивает, фактически приватизировал всю команду, оставив Фрэнка Уильямса не у дел.
К звёздам с чистого листа
Потеряв всё, Железный Фрэнк начинает новую главу своей жизни. Он создаёт Williams Grand Prix Engineering и знакомится с подающим надежды на гениальность конструктором Патриком Хэдом. Впоследствии этот тандем уделает весь паддок первой формулы, но тогда, в 1977 году, необходимо было срочно найти деньги на постройку хорошей машины.
Промучавшись год на клиентском March 761, ребята получают крупный спонсорский пакет от Саудовской авиакомпании, нанимают лучшего из доступных тогда пилотов, австралийца Алана Джонса, и являют миру Williams FW06. Болид не отличался надёжностью, однако на предпоследнем этапе в США Джонсу удаётся взобраться на 2 ступень подиума, что даёт мощный эмоциональный толчок к новым свершениям.
В новом 1979 году коллектив расширяется до двух пилотов, в пару к австралийцу приходит вице-чемпион 1974 года швейцарец Клей Регаццони. Первые полсезона команда проводит на старой машине, однако появившийся вскоре FW07 наносит соперникам удар за ударом! Сначала Регаццони в Сильверстоуне приносит Фрэнку Уильямсу первую в её истории победу, а затем Алан Джонс выигрывает 4 из 6 оставшихся этапов чемпионата и команда занимает заслуженное 2 место в Кубке Конструкторов!
1980 год оказался первым триумфальным для Williams Grand Prix Engineering - чемпионский титул как в личном, так и в командном зачёте. И это всего за 3 года существования команды, которая была создана фактически с нуля! В следующем сезоне команда могла повторить успех, но возникшая между Аланом Джонсом и пришедшем на смену Регаццони аргентинцем Карлосом Ройтеманом крупная ссора помешала завоевать чемпионский титул среди пилотов, но Кубок Конструкторов (который Фрэнк Уильямс ценил больше личного зачёта) завоевать всё же удалось.
Период колебаний
В 1982-ом Кеке Росбергу ещё удаётся завоевать чемпионский титул, но уже тогда становится понятно, что машины с изрядно устаревшим двигателем Ford Cosworth DFV не могут конкурировать с надвигающейся армадой турбомонстров. Наступает первый в истории Williams Grand Prix Engineering кризисный период, связанный с поиском хорошего мотора и его освоению, продлившийся, в общей сложности, 3 года.
В 1984 году команда подписывает контракт на поставку двигателей Honda, но только к концу 1985-го инженерам Williams удаётся наладить его работу, устранив, мешавшие ей всё это время, проблемы с надёжностью.
Следующие 2 сезона стали подлинным бенефисом шасси FW11, которое однозначно было лучшем в пелетоне. Вот только назревший конфликт между пилотами вновь помешал им сполна насладиться триумфом, но это было ничто по сравнению с той бедой, которая настигла самого Фрэнка Уильямса.
В начале 1986 года он попадает в страшную автокатастрофу, которая навсегда приковала его к инвалидной коляске. Пока Железный Фрэнк восстанавливался, бразды правления в его коллективе взял на себя Патрик Хэд, но ему, возможно, не хватило выдержки, чтобы держать внутри коллектива ту ссору, которая возникла между двумя непримиримыми соперниками - Найджелом Мэнселлом и Нельсоном Пике. Результат оказался тем же, что и 5 лет назад - победа в Кубке Конструкторов при проигранном личном зачёте. 1987 год расставил всё на свои места, но было ясно, что перемены назревали.
Международная автомобильная федерация, FIA, объявила о том, что начиная с 1989 года турбомоторы будут запрещены, но ещё до этого события коллектив из Гроу успел потерять сразу две составляющие успеха двух последних лет - Нельсона Пике и моторы Honda.
Пережив с ненадёжной машиной, оснащённой моторами Judd, кризис 1988 года, команда вступила в новую эру Формулы-1, подписав контракт на поставку 10-цилиндровых атмосферных двигателей Renault.
Золотая эпоха
1990-е годы стали однозначно лучшими в истории Williams Grand Prix Engineering.
Освоившись с работой французских моторов, команда предпринимает очередной крестовый поход за чемпионскими титулами в обоих зачётах, нанимая в свой штат талантливого инженера Эдриана Ньюи. Результат этого взаимодействия известен всем: 4 чемпионских титула и 5 Кубков Конструктов за 7 лет работы Ньюи в Williams. Были в тот период и печальные моменты, прежде всего гибель Айртона Сенны в 1994-ом, но факт остаётся фактом. Период работы Эдриана Ньюи в Williams остаётся пиком истории коллектива из Гроу.
Но в 1998-ом команда вновь, как и 10 годами ранее, теряет две составляющих своего успеха - на сей раз, помимо моториста, она лишается своего главного специалиста по аэродинамике.
Пережив 2 сезона без побед, Williams переходит на моторы BMW. И это принесло новую волну успехов. В 2001-2004 годах Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя одержали на двоих 10 побед и казалось, что это этот альянс может принести ещё много побед. Но немцам из BMW захотелось иметь свою собственную команду, а с сэром Фрэнком им в этом смысле было не по пути.
Но куда больший урон команде нанёс уход в 2004 году Патрика Хэда. Это было начало очередного кризиса, длившегося добрый десяток лет.
Новая эра
С 2005 года коллектив Фрэнка Уильямса превратился из топ-команды в крепкого середняка. Были подиумы, но не победы! Ни Cosworth, ни Toyota, ни Renault, не могли обеспечить машинам нужной скорости.
Только в 2014 году, у команды наступил последний, на сегодняшний день, всплеск результатов. Была одна победа в 2012-ом, одержанная Пастором Мальдонадо, чисто случайно, но именно с наступлением новой турбоэры, с приходом Mercedes в качестве мотористов, легендарный коллектив из Гроу вновь стал напоминать себя прежнего. Да заводские воспитанники трёхлучёвой звезды выигрывали практически все гонки, но Williams удавалось выглядеть очень достойно на фоне Mercedes, а иногда, даже и превосходить их по чистой скорости.
К сожалению, это продлилось недолго и коллектив сэра Фрэнка сначала упал в середину, а затем и вовсе рухнул в конец турнирной таблицы Кубка Конструкторов, где он находится и по сей день.
Вывод
Как показывает история, нынешний кризис является далеко не первым за всю историю Williams, но то, что происходит сейчас с болидами коллектива из Гроу просто не поддаётся никакому описанию.
И если команда реально хочет преодолеть возникшие трудности, то ей придётся выполнить хотя бы одно из следующих условий:
1. Менять текущего руководителя
Вместо Клэр Уильямс (дочери сэра Фрэнка) поставить кого-то другого
2. Менять всю систему работы с персоналом
3. Продавать команду
Неизвестно, по какому пути пойдут в Williams, но факт остаётся фактом - без серьёзных изменений, уйти со дна турнирной таблицы легендарной дружине из Гроу не удастся.