Найти тему
киНоНостальгия

Первый "Штирлиц" в логове врага.

Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947), СССР
Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947), СССР

В прошлой публикации мы вспомнили первый советский военный боевик, фильм Ивана Пырьева "Секретарь райкома". Еще один жанр, неизменно пользовавшийся популярностью у советских зрителей, - фильмы о разведчиках, внедренных в самое логово врага. "Шпионские триллеры" - как назвали бы эти фильмы сегодня. Рассмотрим первый из них -

"Подвиг разведчика" (1947)

Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)
Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)

Снятый известным режиссером Борисом Барнетом, "Подвиг" стал любимым фильмом послевоенных мальчишек, фразу про "славянский шкаф" знала вся страна, а исполнитель главной роли, Павел Кадочников превратился в советский "секс-символ", если бы тогда применяли такой термин.

С точки зрения истории кино, "Подвиг" замечателен тем, что фактически установил каноны жанра, по которым будут жить на экране герои других, более позжих культовых фильмов - достаточно назвать "17 мгновений весны" или "Вариант "Омега".

Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)
Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)

Герой советского шпионского триллера - персона двойственная, живущая как бы в двух мирах. С одной стороны, это "свой", такой же как и любой советский гражданин. С другой - уже и не совсем "свой", а "наш", примеривший другую личность и образ жизни, запретный и недоступный обычному советскому обывателю. Вот и герой Кадочникова, заброшенный в тыловой немецкий город, превращается в импозантного коммерсанта, одетого с иголочки, живущего в приличной гостинице, кутящего в ресторанах в брызгах шампанского и сидящего за рулем роскошного авто.

А уж мужской педикюр в фильме 1947 года казался совсем немыслимой вещью - сразу ясно, как вжился разведчик в роль германского буржуа!

Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)
Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)

Однако работа (вернее - "подвиг") разведчика - не только шампанское. Это и смертельная опасность, грозящая на каждом шагу. "Подвиг" и тут дает начало каноническим сюжетным поворотам, когда герою постоянно приходится справляться с неожиданными рискованными ситуациями прямо в духе незнакомого тогда советскому зрителю Хичкока. Хладнокровие, находчивость, мужество - со времен Кадочникова эти черты будут присущи всем советским разведчикам.

Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)
Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)

Еще один важный элемент шпионского фильма - хитрый и коварный враг. К чести "Подвига разведчика" антагонисты изображены умными и опасными противниками. Да, есть и карикатурный образ в блестящем исполнении Сергея Мартинсона, но он не выходит за рамки традиционного сатирического, комедийного персонажа. В остальном же враг знает дело, внедряет агента в ряды подполья, разоблачает и казнит его лидеров, держит под колпаком уцелевших подпольщиков в ожидании прибытия более значимого "резидента".

Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)
Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)

Разумеется, советский разведчик с честью пройдет все испытания. Минует ловушки, раскроет и покарает вражеского агента-провокатора и в финале похитит важного фашистского генерала, сорвав планы немецкого наступления. Хладнокровному "А вы бы мне поверили?" в исполнении Кадочникова позавидовал бы сам Штирлиц.

Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)
Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)

Что интересно - как и в "Секретаре райкома", в "Подвиге" практически отсутствует идеологическая риторика. Сценарий не отвлекается на патриотические рассуждения, главное - сюжет, интрига, действие. Немногие отсылки к идеологии мастерски вплетены в происходящее на экране.

Вспомним легендарный эпизод. Наш разведчик в окружении гитлеровцев на банкете предлагает тост за победу. И после паузы, многозначительно добавляет - "За НАШУ победу!". Высший класс драматургии!

Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)
Кадр из фильма "Подвиг разведчика" (1947)

Жанровое кино имеет право на счастливый финал. И "Подвиг разведчика" может себе это позволить. Враг переигран, фашистский генерал переправлен в Москву, а главный герой возвращается домой - в объятия любимой. Happy end прямо в голливудском духе.

У фильма была очень удачная судьба - народная любовь, признание коллег по цеху, статус классики и огромное влияние на все наше военно-приключенческое кино. "Подвиг разведчика" совершил свой кинематографический подвиг, открыв для зрителей новый любимый жанр.

«Кровь за кровь, смерть за смерть!». Предыдущую статью о жанровом военном кино СССР читайте здесь.