В прошлой публикации мы вспомнили первый советский военный боевик, фильм Ивана Пырьева "Секретарь райкома". Еще один жанр, неизменно пользовавшийся популярностью у советских зрителей, - фильмы о разведчиках, внедренных в самое логово врага. "Шпионские триллеры" - как назвали бы эти фильмы сегодня. Рассмотрим первый из них -
"Подвиг разведчика" (1947)
Снятый известным режиссером Борисом Барнетом, "Подвиг" стал любимым фильмом послевоенных мальчишек, фразу про "славянский шкаф" знала вся страна, а исполнитель главной роли, Павел Кадочников превратился в советский "секс-символ", если бы тогда применяли такой термин.
С точки зрения истории кино, "Подвиг" замечателен тем, что фактически установил каноны жанра, по которым будут жить на экране герои других, более позжих культовых фильмов - достаточно назвать "17 мгновений весны" или "Вариант "Омега".
Герой советского шпионского триллера - персона двойственная, живущая как бы в двух мирах. С одной стороны, это "свой", такой же как и любой советский гражданин. С другой - уже и не совсем "свой", а "наш", примеривший другую личность и образ жизни, запретный и недоступный обычному советскому обывателю. Вот и герой Кадочникова, заброшенный в тыловой немецкий город, превращается в импозантного коммерсанта, одетого с иголочки, живущего в приличной гостинице, кутящего в ресторанах в брызгах шампанского и сидящего за рулем роскошного авто.
А уж мужской педикюр в фильме 1947 года казался совсем немыслимой вещью - сразу ясно, как вжился разведчик в роль германского буржуа!
Однако работа (вернее - "подвиг") разведчика - не только шампанское. Это и смертельная опасность, грозящая на каждом шагу. "Подвиг" и тут дает начало каноническим сюжетным поворотам, когда герою постоянно приходится справляться с неожиданными рискованными ситуациями прямо в духе незнакомого тогда советскому зрителю Хичкока. Хладнокровие, находчивость, мужество - со времен Кадочникова эти черты будут присущи всем советским разведчикам.
Еще один важный элемент шпионского фильма - хитрый и коварный враг. К чести "Подвига разведчика" антагонисты изображены умными и опасными противниками. Да, есть и карикатурный образ в блестящем исполнении Сергея Мартинсона, но он не выходит за рамки традиционного сатирического, комедийного персонажа. В остальном же враг знает дело, внедряет агента в ряды подполья, разоблачает и казнит его лидеров, держит под колпаком уцелевших подпольщиков в ожидании прибытия более значимого "резидента".
Разумеется, советский разведчик с честью пройдет все испытания. Минует ловушки, раскроет и покарает вражеского агента-провокатора и в финале похитит важного фашистского генерала, сорвав планы немецкого наступления. Хладнокровному "А вы бы мне поверили?" в исполнении Кадочникова позавидовал бы сам Штирлиц.
Что интересно - как и в "Секретаре райкома", в "Подвиге" практически отсутствует идеологическая риторика. Сценарий не отвлекается на патриотические рассуждения, главное - сюжет, интрига, действие. Немногие отсылки к идеологии мастерски вплетены в происходящее на экране.
Вспомним легендарный эпизод. Наш разведчик в окружении гитлеровцев на банкете предлагает тост за победу. И после паузы, многозначительно добавляет - "За НАШУ победу!". Высший класс драматургии!
Жанровое кино имеет право на счастливый финал. И "Подвиг разведчика" может себе это позволить. Враг переигран, фашистский генерал переправлен в Москву, а главный герой возвращается домой - в объятия любимой. Happy end прямо в голливудском духе.
У фильма была очень удачная судьба - народная любовь, признание коллег по цеху, статус классики и огромное влияние на все наше военно-приключенческое кино. "Подвиг разведчика" совершил свой кинематографический подвиг, открыв для зрителей новый любимый жанр.
«Кровь за кровь, смерть за смерть!». Предыдущую статью о жанровом военном кино СССР читайте здесь.