Найти в Дзене

Роковая актриса. К 125-летию со дня рождения Зинаиды Райх.

«История России в фотографиях» — совместный проект Московского Мультимедиа Арт Музея и Издательства Яндекс. Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: facebook, Вконтакте,Одноклассники, YouTube, Instagram, Telegram.

Актриса Зинаида Райх. Алексей Темерин. 1920-е. МАММ / МДФ
Актриса Зинаида Райх. Алексей Темерин. 1920-е. МАММ / МДФ

Осенью 1921 года студенткой Высших театральных мастерских стала Зинаида Райх. Она училась не на актерском отделении, а на режиссерском, вместе с Сергеем Эйзенштейном.

Режиссер Сергей Эйзенщтейн. 1920-е. Андре Кертеш. Российский государственный архив литературы и искусства.
Режиссер Сергей Эйзенщтейн. 1920-е. Андре Кертеш. Российский государственный архив литературы и искусства.

Актрису из Зинаиды Райх сделал Всеволод Мейерхольд, вождь «Театрального Октября», как тогда его называли в прессе.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд. 1923 год. Яков Толчан. Архив Марины Стич.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд. 1923 год. Яков Толчан. Архив Марины Стич.

Первую свою роль Райх сыграла в 30 лет в спектакле «Лес». Критика окрестила ее бездарной актрисой.

Спектакль «Лес». Зинаида Райх в роли Аксюши. 1924 год. Моисей Наппельбаум. МАММ / МДФ.
Спектакль «Лес». Зинаида Райх в роли Аксюши. 1924 год. Моисей Наппельбаум. МАММ / МДФ.
Зинаида Райх в роли Аксюши и Иван Коваль-Самборский в роли Петра в спектакле «Лес». 1924 год. Алексей Темерин. МАММ/ МДФ
Зинаида Райх в роли Аксюши и Иван Коваль-Самборский в роли Петра в спектакле «Лес». 1924 год. Алексей Темерин. МАММ/ МДФ
Сцена из спектакля «Лес». Зинаида Райх в роли Аксюши. 1924 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Сцена из спектакля «Лес». Зинаида Райх в роли Аксюши. 1924 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ

Игорь Ильинский, сам актер Мейерхольда, писал: «Ее сценическая беспомощность и, попросту говоря, неуклюжесть были слишком очевидны».

Игорь Ильинский в роли Счастливцева в спектакле «Лес». 1924 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Игорь Ильинский в роли Счастливцева в спектакле «Лес». 1924 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ

По словам Виталия Вульфа, «Райх плохо подходила для театра Мейерхольда: его актеры имели прекрасную гимнастическую подготовку, умели петь и танцевать, а Райх была неповоротлива, грузна, кривонога и двигаться на сцене не умела вовсе».

Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Сцена из III действия. Пантомима. 1930 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Сцена из III действия. Пантомима. 1930 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ

Мейерхольд понимал это, поэтому усаживал ее посреди сцены и организовывал все действие вокруг нее. Он пытался использовать красоту Райх, ее выразительные глаза, глубокий голос, повышенную эмоциональность.

Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. 1930 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. 1930 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ

После постановки «Ревизора» актер Ильинский признавал: «Многому она успела научиться у Всеволода Эмильевича и, во всяком случае, стала актрисой не хуже многих других». Анна Андреевна  стала лучшей ролью Зинаиды Райх. Критик Константин Рудницкий писал: «Какие нюансы! Все сцены с дочерью неподражаемы по утонченности шаржа… Мечтал ли когда-нибудь Гоголь видеть такую Анну Андреевну!»

Зинаида Райх в роли Анны Андреевны в спектакле «Ревизор». 1926–1929 годы. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Зинаида Райх в роли Анны Андреевны в спектакле «Ревизор». 1926–1929 годы. Алексей Темерин. МАММ / МДФ

В 1929 году Мейерхольд поставил пьесу на тему Гражданской войны «Командарм-2», в 1930-м – «Баню» по пьесе Владимира Маяковского. Райх сыграла в ней Фосфорическую женщину из 2030 года.

Критика сошлась на том, что классические роли удаются Райх лучше, чем современные. «Баня» в Москве провалилась, театр уехал на гастроли в Берлин и Париж, где спектакли Мейерхольда имели успех.

Зинаида Райх в спектакле «Командарм-2». 1929 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Зинаида Райх в спектакле «Командарм-2». 1929 год. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Зинаида Райх в роли Фосфорической женщины. 1930 год. Алексей Темерин. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей В. В. Маяковского».
Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Зинаида Райх в роли Фосфорической женщины. 1930 год. Алексей Темерин. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей В. В. Маяковского».

Зинаида Райх вмешивалась во все дела театра. Говорили, что именно Райх во многом определяла репертуарную политику ГосТиМа.

«Она влияла на выбор пьес» – вспоминал актер Мейерхольда Максим Штраух. Его рукопись так и называлась «Проблема Зинаиды Райх». Женские образы, сыгранные Райх, доминировали во всех спектаклях с ее участием. Мейерхольд сознательно выделял их, за что его ругали». Из-за разногласий с Райх из театра ушли Сергей Эйзенштейн, ведущие актеры – Мария Бабанова, Эраст Гарин, Николай Охлопков.

Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Актер Максим Штраух в роли Победоносикова. 1930 год. Алексей Темерин. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей В. В. Маяковского».
Постановка пьесы Владимира Маяковского «Баня» в ГосТиМе. Актер Максим Штраух в роли Победоносикова. 1930 год. Алексей Темерин. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей В. В. Маяковского».
Актриса Мария Бабанова. 1924–1925 годы. Алексей Темерин. Архив Марины Стич.
Актриса Мария Бабанова. 1924–1925 годы. Алексей Темерин. Архив Марины Стич.
Эраст Гарин в роли Павла Гулячкина. Спектакль «Мандат». 1925–1929 годы. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Эраст Гарин в роли Павла Гулячкина. Спектакль «Мандат». 1925–1929 годы. Алексей Темерин. МАММ / МДФ
Актер Николай Охлопков. 1950-е. Сергей Васин. МАММ / МДФм
Актер Николай Охлопков. 1950-е. Сергей Васин. МАММ / МДФм

В начале 1930-х спектакль «Дама с камелиями» с Райх в главной роли имел огромный успех у публики. Критика хвалила актрису за «духовную, мелодическая силу, излучающую особый свет». В 1934 году спектакль посетил Сталин, которому постановка не понравилась.

Сцена из спектакля «Дама с камелиями». Маргарита Готье – Зинаида Райх, Арман Дюваль – Михаил Царев. 1934–1937 годы. Борис Фабисович. МАММ / МДФ
Сцена из спектакля «Дама с камелиями». Маргарита Готье – Зинаида Райх, Арман Дюваль – Михаил Царев. 1934–1937 годы. Борис Фабисович. МАММ / МДФ

Судьба Всеволода Мейерхольда в нашем видео: https://russiainphoto.ru/video-exhibitions/50/
Великие жены великих мужей в нашем видео:
https://russiainphoto.ru/video-exhibitions/54/

Каждый из вас может принять участие в развитии национального фотоархива «История России в фотографиях». Для этого необходимо зарегистрироваться на нашем сайте, после чего вы сможете выкладывать фотографии из личных архивов, составлять собственные тематические выставки и делиться ими с окружающими. Присоединяйтесь.