Найти тему
Подумалось мне часом

Валентина Толкунова: "Я дочь той эпохи"

Жизненный путь Валентины Васильевны Толкуновой при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы – детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой – вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы – дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора Юрия Саульского. Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй – с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

-2

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», после развода певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада – дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло – именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает – в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый Всеволодом Шиловским по сценарию Михаила Анчарова с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи, а песня «Стою на полустаночке» вскоре стала ее "визиткой".

-3

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва Ошанина Владимир Шаинский отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть на хит любую песню, и Толкунова начинает выдавать один шлягер за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор Владимир Мигуля пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны – устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

-4

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим – на рубеже 70–80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться немодным анахронизмом.

Не помогали ни голос, ни профессионализм – никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады – кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни – «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей – пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино», записала песню «Спят усталые игрушки» для заставки передачи "Спокойной ночи, малыши". И всегда прорывалась к зрителю.

-5

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством.

Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи. Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

-6

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят.

Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для понимания творчества Валентины Васильевны.

-7

Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом – никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской.

Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской. Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни».

-8

Работой она жила всегда. Даже когда врачи поставили ей страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив с метастазами.

Ушла Валентина Толкунова так же, как жила - очень достойно. И лучшей эпитафией ей стала одна из ее последних песен – «Уходя, ничего не берите из прошлого».

__________________________

И традиционная реплика. Если вы меня лайкаете, подписываетесь на мой канал, а также рекомендуете меня своим друзьям - это меня очень радует.