Привет всем!!! :-))) В своей предыдущей статье с юмором «О теневом рынке искусства» здесь – https://zen.yandex.ru/media/id/5ce299860d473000b08b0b77/tenevoi-rynok-iskusstva-afery-i-chestnoe-mnenie-artkritika-5d08d9ddd64a1500ae055621, я писала о том, что оборот рынка современного искусства составляет свыше 18 млрд. долларов в год, и это самый нерегулируемый рынок в мире после рынка наркотических веществ. Понятное дело, что когда речь идет о таких огромных деньгах без «мыльных пузырей», вырастающих вокруг низкопробных предметов современного искусства, подделок шедевров, афер и виртуозных мошеннических схем не обойтись.
Эксперты утверждают, что сегодня рынок мирового искусства буквально переполнен копиями работ знаменитых мастеров, которые выдаются за оригиналы и продаются за огромные деньги. Известен даже случай, когда одна из поддельных картин, изготовленных супружеской парой мошенников из Санкт-Петербурга, оказалась в личной коллекции президента России Владимира Путина. Сами громкие скандалы в этой сфере я перечислять не буду (их довольно много), посоветую кое-что другое.
Изучая уголовные дела о мошенничестве, писатели и сценаристы позже описывают эти схемы, от которых просто диву даешься. Перечислю, самые увлекательные фильмы и книги, где сюжет строится вокруг обмана в сфере искусства.
Художественные фильмы: «Афера Томаса Крауна» 1999 г. (англ. «The Thomas Crown Affair», кражи и подделки картин из музея Метрополитен), «Лучшее предложение» 2013 г. (итал. «La migliore offerta», подмена художников и аферы с аукционными домами), «Нюхач» 2013 г. (одна из серий этого фильма была посвящена подделке картин и хитрому обману музейной экспертизы), уже классический фильм «Как украсть миллион» 1966 г. (англ. «How to Steal a Million», искусная подделка известных произведений искусства) и другие.
Тема «мыльных пузырей» современного искусства также смешно обыгрывается в комедиях «Сердцеедки» 2001 г. (англ. «Heartbreakers»), «О чем говорят мужчины» 2010 г. и «1+1» 2011 г. (фр. «Intouchables»).
Очень интересная книга американского писателя Сидни Шелдона (англ. Sidney Sheldon) «Если наступит завтра» описывает огромное количество хитроумных мошеннических схем, в том числе подделки подписей художников в испанском музее Прадо.
Сюжет американской писательницы Донны Тартт (англ. Donna Tartt) строится вокруг кражи и подделки картины Карела Фабрициуса «Щегол» из музея Метрополитен. Книга «Щегол», на мой взгляд, написана в стиле Чарльза Диккенса («Большие надежды»), местами увлекательная, местами нудная и довольно «грязная», но, тем не менее, она получила Пулитцеровскую премию.
Другие любопытные книги об искусстве и подделке картин: Майкл Грубер «Фальшивая Венера», Дина Рубина «Белая голубка Кордовы», Карл-Йоган Вальгрен «Кунцельман&Кунцельман», Дженнифер Крузи «Подделка», Йен Пирс «Загадка Рафаэля», Ян Мортенсон «Смерть в Венеции», Жорж Сименон «Три Рембрандта», Фредерик Форсайт «Произведение искусства», Луиджи Гуарньери «Двойная жизнь Вермеера», Эрих Кестнер «Пропавшая миниатюра», Григорий Козлов «Покушение на искусство» и т.д.
На фотографиях я на закрытой презентации выставки «Безответственная живопись» перформансиста и одного из самых эпатажных художников России Олега Кулика («человек-собака») в ГУМе. Его деревянная скульптура умирающего льва (на фото сверху) выглядит эффектно и одновременно жутко.
Самые интересные и яркие фрагменты открытия можно посмотреть в моем видеорепортаже.