Позволю себе начать сегодняшнюю колонку цитатой из одного и самых знаковых романов для французской литературы – «Собора Парижской Богоматери» В.Гюго. «Несколько лет тому назад, осматривая Собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обследуя его, автор этой книги обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово: АМАГКН». Человеческое сознание странная штука, а если речь идет о таком человеке как я, – то особенно. Однако, гуляя по Оксфорду, я почему-то вспоминал именно этот роман. Я терпеть не могу Париж, особенно французов и их арабов. Маленькие, жуликоватые, с промасленной кожей, шумные и суетливые. Я долго пытался понять, почему Оксфорд странным образом переплелся в моем сознании с Собором Парижской Богоматери. Роман отсылает нас в зрелое средневековье, время, которое России еще предстоит пережить. Религиозные устои начинают пошатываться, власть в глазах черни уже теряет сакральное значение. Это как если бы сейчас россиянам сказали, что Путин просто человек, а не Бог, и патриарх просто удачно торговал табаком и водкой и купил на вырученные деньги себе сан… Собор Парижской Богоматери строили с XI по XV век, основные здания Оксфорда – совсем в другое время. Романский стиль, господствовавший в ранней средневековой архитектуре, достиг в этом соборе своей кульминации. Холодные, тяжелые, мрачно-темные внутри романские соборы отживали свой век вместе с религиозным мракобесием. Хотя эта общепринятая трактовка архитектурных стилей с легкостью разбивается о логику «блондинки» – сам слышал, как подобное существо, не отягощенное ни разумом, ни чувствами, вещало, как красив и наполнен любовью и чувственность Собор Парижской Богоматери, причем не роман, а именно собор, и стояло это существо прямо перед этим зданием с тяжелыми пропорциями. Аргументы были простые – такая красивая песня была в мюзикле, когда они втроем любили Эсмиральду, конечно собор чувственный! Связь романа, собора и мюзикла была очевидна блондинке, а я… Гуляя по Оксфорду я не думал о блондинках, я думал о готике. Полукруглая арка романского стиля и стрельчатая арка в готике. Сколько чувственного в стрельчатой арке… Гюго пишет, что именно она дала начало свободной мысли и вообще положила конец догматизму. Собор Парижской Богоматери в принципе содержит элементы двух стилей: романского и готики, и значит он наш брат – «жил в эпоху перемен». Симфония в камне, архитектурный роман, судьба несчастного Фролло. Наверно, Оксфорд, и вообще Британия так притягательны именно потому, что там нет духа католицизма, нет мракобесного фанатизма. Избавившись от религиозного диктата католической церкви с помощью совершенно отвратительного, но нежно мною любимого короля Генриха, британцы получили в подарок от Творца мир. Да и Генрих не так был плох – казнил этого злобного зануду, великого гуманиста Томаса Мора.
Вспоминая роман Гюго я долго не мог вспомнить, что он писал об архитектуре собора в своей «парижской богоматери». В детстве я пропустил эти страницы, а после понимал, что рассуждения об архитектуре должны только усилить и углубить образы главных героев, которые всего лишь схемы тех или иных типов личности. Но Оксфорд? Готику я видел в Испании, там, где она велика и волшебна. Леон, Севилья, Саламанка, не говоря о Толедо и Сан Себастьяне, Овьедо и даже Барселона… Но готика в Испании не смотрится органично, она там точно умерла, утратила связь с миром, там нет жизни и страсти. Оксфорд… Готика это не только и не столько стрельчатая арка, это, по крайне мере, для меня, прежде всего украшения – разнообразные причудливые лепные фигурки. Сад Оксфордского университета и его арка, например… Именно их специалисты называют первым народным творчеством. Эти фигурки в Оксфорде просто живут, они там уместны и органичны, уверен, англоязычные писатели не напишут симфонию в камне или на бумаге об этих фигурках и не сделают они это потому, что фигурки эти не отчуждаемы от жизни, они и есть жизнь. Нормальная, настоящая человеческая жизнь. Это очень странно, но я большую часть своей жизни куда-то рвался и к чему-то стремился, чего-то добивался и кому-то что-то доказывал. Мне было важно чтобы мама мной гордилась, чтобы друзья завидовали и прочая в общем-то важная, но шелуха. Я никогда не жил, вот так чтобы просто взять и жить. Оказавшись в Британии я обнаружил целую страну, да что страну – целый мир людей которые просто живут! Странные картинки…
Просто посмотрите на «Симфонию в камне» из Оксфорда. Это симфония и есть жизнь, а фигурки живые, они не «матрица», как мы, якобы – люди.
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
Оксфорд. Готика
В Оксфорде готический стиль нашёл своё отражение и в светской архитектуре. Университетский город сохранился целостный ансамбль готической гражданской архитектуры. Университет состоит из 39 колледжей, многие из которых располагаются в средневековых зданиях.
Если попросить человека описать архитектурный стиль Оксфорда, то скорее всего в пример привели бы английскую готику. Например, здания Оксфорд Дивинити, Мертон-колледж и Нью колледж тауэр, а также ряд зданий, созданных в стиле поздней готики, готического возрождения. Эти стили характеризуются сводчатыми потолками, остроконечными арками, контрфорсами и сложными ажурными узорами.
Мертон-колледж является одним из примеров зданий в готическом стиле. Сэр Уолтер де Мертон основал колледж в 1264 году. Основным его предназначением было обучение и проживание студентов.
Башня Гейт Тауэр является долгостроем колледжа, для её строительства потребовалось специальное разрешение короля Генриха V и полностью она была завершена только к 1418 году. Башня украшена резной панелью, на которой изображён Иоанн Креститель и лесные животные. В XIX веке весь фасад башни был перестроен в неоготическом стиле. Некоторые оригинальные части здания сохранились до сих пор.
Одной из старейших частей Оксфордского университета является Квадрант Моба, считается, что полностью его достроили только в 1797 году. Здание строилось в течение целого века. Оригинальное здание не сохранилось
По некоторым данным Сент-Элбэн-холл старше самого здания Мертон-колледж. В 1549 году здание Сент-Элбэн-холл стало частью колледжа. Окружающее его здания строились в течение нескольких веков, поэтому в этой части можно увидеть разнообразие архитектуры. Северная часть практически полностью сохранилась.
Церковь Св. Иоанна Крестителя является одним из первых зданий, которое стало собственностью колледжа. Она была построена в 1266 году, а в XIX веке была переименована в часовню. В течение 25 лет церковь использовали по назначению, но вскоре она стала разрушаться и было принято решение оборудовать её хорами.
Самым высоким зданием Оксфорда является 44-метровая колокольня Магдален-колледжа. Эту башню можно увидеть из любой части города. Ежегодно 1 мая в 6 часов утра здесь поёт хор евхаристический гимн.
Строительство башни длилось с 1180 года по 1520 годы, поэтому здание является поздним примером готики. Удивительно, но башня не имеет контрфорсов. Здание показывает множество других особенностей английской готики, например большие и заострённые окна с красивым ажурным рисунком. Башня органично сочетается с остальной частью колледжа, которая была построена намного позже, в 1880-х годах.
С конца 1740-х годов начал новый этап в готической архитектуре Англии, возрождение. Готика оставалась популярной до середины XIX века. Неоготика опиралась на постулаты ранней готической архитектуры, строились здания с высокими шпилями, стрельчатыми окнами, сводчатыми потолками. На первый взгляд трудно было определить, где новое здание, а где старое. Это наглядно иллюстрирует история Кёльнского собора. Строительство собора началось в 1248 году, но с 1473 года строительные работы были заброшены и возобновлены только в XIX веке.
В это же время происходила реставрация старых готических построек. К известным зданиям в стиле неоготики можно отнести Университет Глазго, Вестиминстерский дворец, библиотеку Джона Райландса.
Часовня Баллилол-колледжа показывает, что неоготика была даже в небольших зданиях. Это третья по счёт часовня на этом месте. Первая постройка была в 1328 году, а в 1525 году её уже перестроили. Та часовня, которая сейчас стоит в Баллилол-колледже, построена по проекту архитектора Уильяма Баттерфильда в 1857 году. В 1912 году руководству колледжа поступило предложение о сносе часовни и её реконструкции. Многим жителям не нравился внешний узор здания. Уильям Баттерфильд также спроектировал Кэбл-колледж, используя те же цвета, что и при строительстве часовни. Здание Кэбл-колледжа тоже было непопулярным и даже было создано общество, чтобы разрушить здание кирпич за кирпичом. Но эта затея была неудачной, колледж стоит до сих пор.