Найти в Дзене

Все же Англия - Нищеброды или Уникальные в прекрасном ...

Позволю себе начать сегодняшнюю колонку цитатой из одного и самых знаковых романов для французской литературы – «Собора Парижской Богоматери» В.Гюго. «Несколько лет тому назад, осматривая Собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обследуя его, автор этой книги обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово: АМАГКН». Человеческое сознание странная штука, а если речь идет о таком человеке как я, – то особенно. Однако, гуляя по Оксфорду, я почему-то вспоминал именно этот роман. Я терпеть не могу Париж, особенно французов и их арабов. Маленькие, жуликоватые, с промасленной кожей, шумные и суетливые. Я долго пытался понять, почему Оксфорд странным образом переплелся в моем сознании с Собором Парижской Богоматери. Роман отсылает нас в зрелое средневековье, время, которое России еще предстоит пережить. Религиозные устои начинают пошатываться, власть в глазах черни уже теряет сакральное значение. Это как если бы сейчас россиянам сказали, что Путин просто человек, а не Бог, и патриарх просто удачно торговал табаком и водкой и купил на вырученные деньги себе сан… Собор Парижской Богоматери строили с XI по XV век, основные здания Оксфорда – совсем в другое время. Романский стиль, господствовавший в ранней средневековой архитектуре, достиг в этом соборе своей кульминации. Холодные, тяжелые, мрачно-темные внутри романские соборы отживали свой век вместе с религиозным мракобесием. Хотя эта общепринятая трактовка архитектурных стилей с легкостью разбивается о логику «блондинки» – сам слышал, как подобное существо, не отягощенное ни разумом, ни чувствами, вещало, как красив и наполнен любовью и чувственность Собор Парижской Богоматери, причем не роман, а именно собор, и стояло это существо прямо перед этим зданием с тяжелыми пропорциями. Аргументы были простые – такая красивая песня была в мюзикле, когда они втроем любили Эсмиральду, конечно собор чувственный! Связь романа, собора и мюзикла была очевидна блондинке, а я… Гуляя по Оксфорду я не думал о блондинках, я думал о готике. Полукруглая арка романского стиля и стрельчатая арка в готике. Сколько чувственного в стрельчатой арке… Гюго пишет, что именно она дала начало свободной мысли и вообще положила конец догматизму. Собор Парижской Богоматери в принципе содержит элементы двух стилей: романского и готики, и значит он наш брат – «жил в эпоху перемен». Симфония в камне, архитектурный роман, судьба несчастного Фролло. Наверно, Оксфорд, и вообще Британия так притягательны именно потому, что там нет духа католицизма, нет мракобесного фанатизма. Избавившись от религиозного диктата католической церкви с помощью совершенно отвратительного, но нежно мною любимого короля Генриха, британцы получили в подарок от Творца мир. Да и Генрих не так был плох – казнил этого злобного зануду, великого гуманиста Томаса Мора.

Вспоминая роман Гюго я долго не мог вспомнить, что он писал об архитектуре собора в своей «парижской богоматери». В детстве я пропустил эти страницы, а после понимал, что рассуждения об архитектуре должны только усилить и углубить образы главных героев, которые всего лишь схемы тех или иных типов личности. Но Оксфорд? Готику я видел в Испании, там, где она велика и волшебна. Леон, Севилья, Саламанка, не говоря о Толедо и Сан Себастьяне, Овьедо и даже Барселона…  Но готика в Испании не смотрится органично, она там точно умерла, утратила связь с миром, там нет жизни и страсти. Оксфорд… Готика это не только и не столько стрельчатая арка, это, по крайне мере, для меня, прежде всего украшения – разнообразные причудливые лепные фигурки. Сад Оксфордского университета и его арка, например… Именно их специалисты называют первым народным творчеством. Эти фигурки в Оксфорде просто живут, они там уместны и органичны, уверен, англоязычные писатели не напишут симфонию в камне или на бумаге об этих фигурках и не сделают они это потому, что фигурки эти не отчуждаемы от жизни, они и есть жизнь. Нормальная, настоящая человеческая жизнь. Это очень странно, но я большую часть своей жизни куда-то рвался и к чему-то стремился, чего-то добивался и кому-то что-то доказывал. Мне было важно чтобы мама мной гордилась, чтобы друзья завидовали и прочая в общем-то важная, но шелуха. Я никогда не жил, вот так чтобы просто взять и жить. Оказавшись в Британии я обнаружил целую страну, да что страну – целый мир людей которые просто живут! Странные картинки…

Просто посмотрите на «Симфонию в камне» из Оксфорда. Это симфония и есть жизнь, а фигурки живые, они не «матрица», как мы, якобы – люди.

-2

Оксфорд. Готика

-3

Оксфорд. Готика

-4

Оксфорд. Готика

-5

Оксфорд. Готика

-6

Оксфорд. Готика

-7

Оксфорд. Готика

-8

Оксфорд. Готика

-9

Оксфорд. Готика

-10

Оксфорд. Готика

-11

Оксфорд. Готика

-12

Оксфорд. Готика

-13

Оксфорд. Готика

-14

Оксфорд. Готика

-15

Оксфорд. Готика

-16

Оксфорд. Готика

-17

Оксфорд. Готика

-18

Оксфорд. Готика

-19

Оксфорд. Готика

-20

Оксфорд. Готика

В Оксфорде готический стиль нашёл своё отражение и в светской архитектуре. Университетский город сохранился целостный ансамбль готической гражданской архитектуры. Университет состоит из 39 колледжей, многие из которых располагаются в средневековых зданиях.
Если попросить человека описать архитектурный стиль Оксфорда, то скорее всего в пример привели бы английскую готику. Например, здания Оксфорд Дивинити, Мертон-колледж и Нью колледж тауэр, а также ряд зданий, созданных в стиле поздней готики, готического возрождения. Эти стили характеризуются сводчатыми потолками, остроконечными арками, контрфорсами и сложными ажурными узорами.
Мертон-колледж является одним из примеров зданий в готическом стиле. Сэр Уолтер де Мертон основал колледж в 1264 году. Основным его предназначением было обучение и проживание студентов.
Башня Гейт Тауэр является долгостроем колледжа, для её строительства потребовалось специальное разрешение короля Генриха V и полностью она была завершена только к 1418 году. Башня украшена резной панелью, на которой изображён Иоанн Креститель и лесные животные. В XIX веке весь фасад башни был перестроен в неоготическом стиле. Некоторые оригинальные части здания сохранились до сих пор.
Одной из старейших частей Оксфордского университета является Квадрант Моба, считается, что полностью его достроили только в 1797 году. Здание строилось в течение целого века. Оригинальное здание не сохранилось
По некоторым данным Сент-Элбэн-холл старше самого здания Мертон-колледж. В 1549 году здание Сент-Элбэн-холл стало частью колледжа. Окружающее его здания строились в течение нескольких веков, поэтому в этой части можно увидеть разнообразие архитектуры. Северная часть практически полностью сохранилась.
Церковь Св. Иоанна Крестителя является одним из первых зданий, которое стало собственностью колледжа. Она была построена в 1266 году, а в XIX веке была переименована в часовню. В течение 25 лет церковь использовали по назначению, но вскоре она стала разрушаться и было принято решение оборудовать её хорами.
Самым высоким зданием Оксфорда является 44-метровая колокольня Магдален-колледжа. Эту башню можно увидеть из любой части города. Ежегодно 1 мая в 6 часов утра здесь поёт хор евхаристический гимн.
Строительство башни длилось с 1180 года по 1520 годы, поэтому здание является поздним примером готики. Удивительно, но башня не имеет контрфорсов. Здание показывает множество других особенностей английской готики, например большие и заострённые окна с красивым ажурным рисунком. Башня органично сочетается с остальной частью колледжа, которая была построена намного позже, в 1880-х годах.
С конца 1740-х годов начал новый этап в готической архитектуре Англии, возрождение. Готика оставалась популярной до середины XIX века. Неоготика опиралась на постулаты ранней готической архитектуры, строились здания с высокими шпилями, стрельчатыми окнами, сводчатыми потолками. На первый взгляд трудно было определить, где новое здание, а где старое. Это наглядно иллюстрирует история Кёльнского собора. Строительство собора началось в 1248 году, но с 1473 года строительные работы были заброшены и возобновлены только в XIX веке.
В это же время происходила реставрация старых готических построек. К известным зданиям в стиле неоготики можно отнести Университет Глазго, Вестиминстерский дворец, библиотеку Джона Райландса.
Часовня Баллилол-колледжа показывает, что неоготика была даже в небольших зданиях. Это третья по счёт часовня на этом месте. Первая постройка была в 1328 году, а в 1525 году её уже перестроили. Та часовня, которая сейчас стоит в Баллилол-колледже, построена по проекту архитектора Уильяма Баттерфильда в 1857 году. В 1912 году руководству колледжа поступило предложение о сносе часовни и её реконструкции. Многим жителям не нравился внешний узор здания. Уильям Баттерфильд также спроектировал Кэбл-колледж, используя те же цвета, что и при строительстве часовни. Здание Кэбл-колледжа тоже было непопулярным и даже было создано общество, чтобы разрушить здание кирпич за кирпичом. Но эта затея была неудачной, колледж стоит до сих пор.