Найти тему
Картины рассказывают...

Джон Эверетт Милле "Мариана". Читаем картину

В 1830–50-е годы в Англии возник повышенный интерес к средневековью, который, казалось, предлагал альтернативу проблемам промышленного капитализма викторианской эпохи.

Особенно это заметно в творчестве прерафаэлитов. Художники Братства прерафаэлитов часто обращались к литературным источникам, отражающим средневековые истории и легенды.

Джон Эверетт Милле (1829- 1896), один из основателей Братства прерафаэлитов, тоже не обошел вниманием средневековую тему.

Его картина "Мариана" основана на сюжете пьесы Шекспира "Мера за меру"., написанной приблизительно в 1603-04 годах.

Джон Эверетт Милле. Мариана,  1851
Джон Эверетт Милле. Мариана, 1851

В пьесе Шекспира Мариана должна была выйти замуж за наместника герцога Анджело . Но во время кораблекрушение её приданое было утеряно, и жених отверг её. Мариана ведет одинокую жизнь в своем доме и по-прежнему тоскует по Анджело.

Когда полотно Милле впервые появилось на выставке в Королевской Академии художеств, оно сопровождалось строчкой из стихотворения Альфреда Теннисона "Мариана", отражающем то состояние девушки, которое и хотел изобразить художник:

"Как жизнь пуста! — она сказала. —

Он не придет и впредь.

А я устала, так устала,

Уж лучше умереть!"

-2

Чем может заниматься девушка в одиночестве, тем более тогда, когда её съедает тоска? Выбор небольшой. Милле предположил, что свое время она проводит за вышивкой.

-3

Работа Марианой проделана большая. Уже вышит большой кусок полотна, который лежит на столе. Мариана устала, ей ненавистна её работа. Посмотрите с какой силой воткнута игла в полотно - прямо припечатала его к столу.

О том, что она устала, говорит и поза Марианы. Руки его поддерживают уставшую от долгой работы спину. Она потягивается, расправляя её.

-4

Полная безысходность, из которой нет выхода. Мариана словно зажата между столом и стулом.

-5

В её горестной жизни не осталось ничего, кроме рукоделия и молитвы. Недаром художник в правой части картины изобразил алтарь с горящей свечой.

-6

А время идет, пролетает мимо Марианы. И упавшие желтые листья подчеркивают неизбежность проходящего мимо времени.

-7

Даже маленькая мышка, пробегающая мимо, имеет большую свободу, чем замкнувшаяся в своем горе и доме девушка. Мышь вольна бежать куда ей угодно.

-8

А Мариана даже не замечает, что за окном её, самой же созданной, темницы идет жизнь. И вокруг дома прекрасный сад, наполненный яркими красками .

-9

Но Мариана не смотрит в окно. Она даже не обращает внимание на витраж. А на нем ведь изображено Благовещение, что символически означает акт очищения и предзнаменование начала новой жизни.

-10

Кстати, эти витражи не выдуманы художником. Это адаптированный вариант реально существующих витражей в Колледже Мертона в Оксфорде.

А вот дизайн геральдического герба на втором окне, по всей видимости, придуман самим Милле.

-11

Девиз "In coelo quies" означает "На небесах есть покой" и ясно указывает на желание Марианы умереть. А подснежник символизирует "утешение".

Пьеса Шекспира "Мера за меру" заканчивается для Марианы вполне удачно (хотя как на это посмотреть). Анджело возвращается к Мариане. А вот для героини Милле (как и для героини стихотворения Альфреда Теннисона), судя по настроению, такого радужного завершения истории не ожидается.

Да и известно, что прерафаэлиты, в большинстве своем, не искали счастливых сюжетов.

Ныне картина Джона Эверетта Милле "Мариана" хранится в Лондонской галерее Тейт, куда она поступила в 1999 году.