Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность:
«Мой папа был турецко-подданным»
Кстати, несмотря на эту деталь, фраза про папу турецко-подданного не воспринималась современниками Остапа, как явное указание на то, что герой был или турком или метисом.
Дело в том, что во времена первых лет советской власти многие коммерсанты, как правило это были те самые лица, которые опасались показывать в паспорте графу№5 – национальность, охотно принимали турецкое гражданство, дабы избежать для себя и своих потомков дискриминации по поводу принадлежности к еврейской национальности, а заодно и избавиться от воинской повинности. Скорее всего, эта фраза обозначает, что папа Остапа Бендера проживал в южнорусском портовом городе. Может быть в Одессе. Тем более что два остальных «папы» героя – авторы двух замечательных романов о похождениях Великого Комбинатора были одесситами.
И раз уж мы о них заговорили, то давайте остановимся на их биографии поподробнее.
Илья Ильф и Евгений Петров.
Как возможно многим известно оба этих имени являются псевдонимами.
Евгений Петрович Катаев, таково настоящее имя Петрова взял себе псевдоним, превратив в него отчество, дабы избежать путаницы со старшим братом Валентином Петровичем Катаевым. Который, кстати сыграл немаловажную роль в создании «12 стульев». Но об этом чуть позже
Ну А Илья Ильф на самом деле прозывался Иехел-Лейб бен Арье Фаинзильберг. В переводе на русский – Илья Арнольдович. А псевдоним Ильф получился сам собой – ИЛЬя Фаинзильберг.
Познакомились они в 1925 году. То есть за два года до «рождения» Остапа Бендера. Его похождения, согласно тексту романа начинаются в апреле 1927 года.
Оба они сменили множество занятий .
Ильф был и чертежником и фотографом и даже рабочим на фабрике ручных гранат.
Ну а Петров, изначально попробовал себя в качестве журналиста. Он был корреспондентом Украинского Телеграфного агентства. А потом три года инспектором Одесского Уголовного розыска.
Какое-то время оба будущих соавтора работали в газете «Гудок». И крепко сдружились.
И была у друзей мечта написать что-нибудь вместе. Именно не статью, а полноценное художественное произведение.
Как-то раз Евгений Катаев (Петров) поделился этой мечтой со старшим братом – Валентином Катаевым. Тот идею горячо одобрил, и даже предложил в качестве сюжета историю с поисками сокровищ. А заодно и рассказал о четвертом отце незабвенного Остапа Бендера, об Осипе Шоре
Бендер в реальности
Настоящее имя Осип Шор
В Далеком 1899 году В городе Никополе появился на свет презабавнейший мальчишка. Назвали его Осипом, а на украинский манер Остапом. Мать была дочерью одесского банкира, отец — владельцем магазина колониальных товаров, что давало семье большую прибыль. Однако потом мама разошлась с отцом, а юный Остап остался жить у дедушки. А дедушка у него был не простой. В его доме частенько собирались тогдашние криминальные авторитеты и мошенники.
Большой мечтой Осипа было уехать в Бразилию или Аргентину, поэтому он даже начал по-особому одеваться: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и, конечно же, шарф. Первые шаги его были примерно такими же, как и у его литературного тезки. Он стал авантюристом. Странствуя по белу свету, и иногда возвращаясь в родную Одессу Осип-Остап представлялся то шахматным гроссмейстером, то художником (Киса, скажите мне, как художник художнику. Вы рисовать умеете). А как-то раз даже женился на одной милой толстушке и жил у нее целую зиму. «Ах. Знойная женщина. Мечта поэта»
Как и Евгений Петров работал в Одесском Уголовном Розыске и даже охотился на легендарного Мишку Япончика.
После выхода в свет «12 стульев» Остап пришел к авторам и сказал, что ему, как главному действующему лицу тоже причитается гонорар. Однако приятели-соавторы сказали, что Бендер – образ собирательный и гонорар ему не светит. Тогда Осип попросил Ильфа и Петрова воскресить героя. И в этой просьбе соавторы отказать ему не смогли. Так появилось продолжение – роман «Золотой теленок»
И по сию пору в наших сердцах остаются не Катаев, не Ильф с Петровым, и даже не развеселый Осип Шор
А всегда улыбающийся, обаятельный, идущий по жизни, слово танцуя - Остап Сулейман Берта-Мария Бендер-бей.
Давайте брать с него пример и никогда не унывать.
С вами был Станислав С. Кий.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное.
До новых встреч.
Готовиться к печати "Бендер сталинского времени"