Афганская война стала в каком-то смысле культом среди советского поколения военнослужащих. Оно и понятно, ведь боевые действия велись там, где техника была не приспособлена, от чего появилось не мало доработанных, или новых боевых машин. Однако есть ряд вопросов, на который есть довольно простой ответ. Один из них – почему Т-72 не воевал в Афганистане?
Современные танки СССР.
На момент 1979 года в армии СССР были Т-64 и Т-72, которые близки как внешне, так и по боевой эффективности. Однако некоторые глобальные отличия всё же были – к примеру механизм заряжания и двигатель, катки, система выхлопа, количество боезапаса. В более поздний период Т-64 смог стрелять ракетами, в то время как Т-72 ещё не имел подобной особенности, но со временем это исправили.
Кроме уже упомянутых машин, в армии ещё эксплуатировались Т-55 и Т-62. Тоже похожие танки, которые постепенно модернизировались.
Почему Т-72 не воевал…?
Т-72 был лучшим и во многом засекреченным танком, а война – это неизбежные потери. Если СССР потерял бы наиболее современную боевую машину, то репутация армии сильно упала.
Кроме этого, Т-72 по своим параметрам был «избыточным», так как для него не было достойных целей, а с уничтожением укреплений справлялись авиация, артиллерия и устаревшие танки, не редко управляемые комплексы вооружения.
Почему же Т-64 не воевал?
Одна из причин уже упомянута – для Т-64 и Т-72 не было целей, к тому же, Т-64, как и Т-72 был наиболее современным на момент конца 70-х начала 80-х годов, и потеря столь заметной боевой единицы сильно била по репутации.
Однако у Т-64 был и другой недостаток, связанный с двигателем. Оппозитный мотор не мог работать в условиях горной местности из-за пониженного давления. Двигателю буквально не хватало воздуха, от чего жидкое топливо попадало в цилиндры, и как следствие – агрегат захлёбывался.
Итог.
Т-72 и Т-64, а в дальнейшем и Т-80 не принимали участия в Афганской войне из-за того, что они были самыми современными, а также, их мощь была не востребовательна. Даже Т-55 и Т-62 применялись крайне ограниченно при удобном рельефе, или в случае необходимости сопроводить конвой.