В правительстве решили заставить рестораторов выделять местные вина в меню и указывать их в приоритетном порядке. Как сообщает «Коммерсантъ» соответствующий механизм поручил проработать вице-премьер Алексей Гордеев.
Именно такое сообщение появилось вчера на новостных лентах различных информационных агентств. Сегодня весь день различные радиостанции и телевизионные каналы обращаются ко мне за комментарием, спрашивают, что я думаю по этому поводу. Для того, чтобы не повторяться в двадцатый раз сформулирую свой ответ письменно.
Тема "принуждения ресторанов к российскому вину" не нова, она обсуждалась уже многократно в последние годы ещё на уровне Краснодарского края. И всем разумным людям, которые работают в виноделии и виноторговле совершенно очевидно, что это идея совершенно наивная, и даже вредная. Отечественный законодатель (как утверждается "по просьбе собственно российских виноделов") оказывает российскому вину исключительно медвежью услугу - под видом благого дела ему будет нанесен огромный имиджевый ущерб.
Дело в том, что те рестораны, которые хотят работать с российским вином уже давно с ним работают. Я неоднократно судил конкурс винных карт различных российских ресторанов (не только московских, но и из многих других городов страны) и точно знаю, что те места которым интересно предлагать и продавать российские вина давно уже имеют по 5-7-10 наименований нашего вина в своих винных картах. Причем раздел с этими винами обычно явно выделен и ярко акцентирован, ровно так, как себе видит наш законодатель.
Однако далеко не всем рестораторам наши вина интересны - дело в том, что хорошие наши вина сильно переоценены в деньгах и достаточно нестабильны в качестве. Подавляющее большинство наших вин с доступным ценником по качеству едва справляется с уровнем "ординарное повседневное вино", и даже издали не претендуют на ресторанный уровень. Это не вина для "высокой кухни". А те единичные наименования, которые делаются на соответствующем уровне, в большинстве своем стоят в разы дороже аналогичных импортных вин. Многие заведения не хотят рисковать и предлагать своим гостям "кота в мешке" да еще и с космическим ценником. И это совершенно понятно.
Если сейчас речь заходит о том, чтобы обязать все рестораны иметь раздел российских вин в своей карте, то совершенно очевидно, как ситуация будет развиваться дальше - такие рестораны закупят по одной, самой самой дорогой бутылке российского вина, самых дорогих производителей. Они поставят на эти бутылки высокую наценку и будут держать эти единичные экземпляры для предъявления любым проверяющим инстанциям. Формально российское вино в карте будет (с ценником в 5-10 и более тысяч рублей за бутылку), будет оно и в наличии, но рекомендовать и продавать его гостям рестораны, конечно же, не будут, если они в этом не заинтересованы. Да и сам покупатель не купит и кроме как "совсем от жадности рехнулись алчные российские виноделы" ничего другого о российских винах не подумает.
Есть замечательная поговорка про то, что "привести верблюда на водопой может даже пятилетний ребенок, но вот заставить его пить, если он этого не хочет, не смогут никакие силы мира". Так вот если ресторатор не хочет российского вина - никакие правительственные указы, никакая палочная административная система не заставит его это вино продавать.
Поэтому по данной новости важно понимать самое главное: это "грязный" информационный повод для того, чтобы поговорить о российском вине, как о плохом товаре, который не может продаваться без принуждения. Вы когда-нибудь слышали о подобных инициативах в других странах, во Франции, в Италии, в Испании? Нет, не слышали. Почему? Потому что там много хороших вин и рестораторы сами охотно работают со своими винами. Подобная законодательная инициатива - это признание на законодательном уровне, что российское вино это "неликвид", который сам не продается, его нужно заставлять покупать.
И хорошим российским виноделам стоило бы от подобных инициатив как можно дальше и как можно жестче дистанцироваться.