Рассказывая про Линию Мажино, следует не забывать ещё об одной новаторский идее французских военных. У них появилась мысль интервалы между фортами заполнять не просто казематами или пулеметными батальонами, но и танками. Используя их как подвижные огневые точки. При необходимости танки можно было быстро перебросить на наиболее важное направление, и они бы существенно усилили оборону. Особенно если заранее подготовить для них капониры. Но и без капониров танки все-таки могли бы принести больше пользы, чем пехота.
Собственно, подобным образом поступили и в СССР, отправив в укрепленные районы устаревшие танки, которые использовали как подвижные огневые точки. А если танк уже двигаться не мог (чтобы было чаще), то и в неподвижные. Так же поступили и французы, направив на Линию Мажино в 1939 году целые танковые батальоны «старичков» Automitrailleuse à chenilles modèle 1917 Renault или Char léger d'accompagnement modèle 1917, более известных как Renault FT. Их во Франции было много, а боевые возможности этих машин к тому времени практически были равны нулю. Надо же было хоть как-то использовать.
Однако на рубеже 30-х годов речь шла не про старенькие танки, которые надо было хоть как-то использовать, а про создание целого класса крепостных танков.
Про них мало что известно, даже во Франции. Специальный танк для «крепостей» получил название Char d'arrêt и начал разрабатываться в 1929 году. По мнению французских военных и конструкторов это должны были быть тяжелые 65-тонные безбашенные машины, вооруженные двумя 75-мм морскими пушками и пулеметами. Скорость до 6 км/час (такому танку спешить некуда), бронирование 10-12 мм, что по тем временам достаточно. Работы не вышли из стадии чертежей.
Был так же предложен вариант танка массой 65 тонн, со 120-мм морской пушкой в башне и бронированием до 50 мм. Скорость до 12 км/час. Проект так же остался лишь на бумаге, радует лишь то, что «бумага » до наших дней дошла.
В 1932 году в развитии этой концепции была изготовлена модель танка Char BB, массой 50 тонн, с 50-мм броней, и двумя 75-мм пушками.
Танки эти так и не были построены.
Впрочем, идея не заглохла, и возродилась в проекте «охранного танка» (char de protection). Задачей данной машины была мобильная оборона и уничтожение вражеских танков. Для чего он должен был вооружаться мощным 75-мм или 47-мм орудием. По сути, это была концепция танка-истребителя.
Этот проект воплотили в металле, но хорошего получилось мало. Для быстроты взяли шасси танка Renault D3, боевое отделение которого превратили в прямоугольную рубку. В рубке установили 75-мм казематную пушку. Масса машины 20 тонн, толщина брони — 45 мм, скорость до 25 км/час, что немало для французского танка. И главное, пушка позволяла уничтожать любые существующие тогда танки на расстоянии 800-1000 м. К сожалению, ненадежная ходовая часть поставила на проекте крест, а другой в распоряжении конструкторов просто не было.
Попытались создать машину с нуля. По проекту 1935 года она должна была иметь массу 21 тонну, броню до 50 мм и скорость до 35 км/час, но… этот проект так и остался на бумаге.
Словом, идея специальных крепостных танков у французов ни во что не реализовалась.
Но сама идея была замечательная. И если бы французы создали целые батальоны таких крепостных танков, которые, по сути, представляли собой танки-истребители, появившиеся и проявившие себя лишь в середине Второй Мировой войны, то исход боев в 1940 году мог бы оказаться иным. Но, «если» ведь не считается.
Предыдущие статьи по этой теме:
Линия Мажино: что такое «овраги»?
Линия Мажино: турели, казематы и купола
Линия Мажино: главное — пушки и пулеметы
Линия Мажино: про «овраги» и их экипажи
Первоначальная версия этой статьи на моём сайте
Все материалы, связанные с французской армией и боевыми действиями в 1940 году, идут с тегом #франция1940.