Найти в Дзене
Контактный рельс

Зачем в метро Санкт-Петербурга строили закрытые станции со стенами и дверьми как в лифте, за которыми не видно поезда

Оглавление

Среди тех, кто никогда не посещал город на Неве, но при этом слышал от кого-то о не привычных для жителей других городов России станциях метро, с дверьми на платформе, порой ходят легенды, что в Санкт-Петербурге, все станции метро сделаны по такому принципу. Конечно же это не так. Из 69 станций, таких там всего 12, остальные вполне себе обычные.

Вообще, называются они станциями закрытого типа, или из-за сходства с лифтом - "вертикальный лифт".

Защита от наводнений

Еще одно ошибочное мнение, связанное с такими станциями и вообще Санкт-Петербургским метрополитеном, что станции закрытого типа строили как защиту от возможных наводнений. Мол на случай, если в тоннели пойдет вода, чтобы она там и осталась, а люди на станции были в безопасности. Нет, на этот случай в тоннеле стоят гермозатворы. А чтобы перестать верить в эту теорию, нужно просто побывать самому на таких станциях и увидеть эти двери, чтобы понять, что они ни разу не герметичны и между ними и стеной достаточное расстояние, чтобы вода вообще без проблем протекла на станцию.

На самом деле, причин строительства станций закрытого типа сразу несколько. Правда все они, как и вообще целесообразность постройки таких станций, вызывают некоторое сомнение. Однако кому-то захотелось, чтобы они там были. Кто-то решил, что это хорошо и полезно.

Экономия

Итак, одной из вероятных причин, пожалуй, самой вероятной, называют экономию. На самом деле, проектирование и строительство такой станции обходится дешевле, ведь поезд как бы остается в тоннеле, не выезжая из него. Соответственно, проще это все построить, и не нужно тратиться на отделку станции за этими дверьми. Отделки там в самом деле никакой нет. Обычные туннельные стены. Зайдя в поезд, вы именно это увидите. Помимо того, технически - это все тот же тоннель, а значит, при строительстве не надо разворачивать проходческий щит для постройке станции. Но при этом, все же появляется необходимость в установке не дешевых дверей, которые к тому же имеют определенные сложности в обслуживании, а потому эксплуатация таких станций, сложнее и дороже нежели обычных, и как следствие, в определенной перспективе, сэкономленные на строительстве деньги, "съедает" обслуживание.

Безопасность

Иногда любят говорить, что причиной появления дверей на станциях, является забота о безопасности пассажиров. Однако еще неизвестно, что менее безопасно. Хоть двери и не дают человеку доступа к путям, но сами по себе, могут являться источником повышенной опасности. Если бы они нужны были бы для этого, то скорее всего нашли бы другое решение.

Почему их позже перестали строить

В СССР от станций закрытого типа быстро отказались. Однако накануне Чемпионата мира по футболу 2018 года, построили еще две такие станции. Но речи о их массовом создании, при расширении сети метро Петербурга, не идет.

Как видим, за дверьми обычный тоннель. Отделка отсутствует
Как видим, за дверьми обычный тоннель. Отделка отсутствует

Откровенно говоря, у таких станций есть свои плюсы. Например, значительно более низкий уровень шума, за счет того, что поезд остается за стенкой. Однако незначительные преимущества, свели на нет многочисленные недостатки. Конечно же, экономия из-за которой их и начали строить, оказалась незначительной, по сравнению с затратами на эксплуатацию станций. Но помимо высокой стоимости обслуживания, выяснилось, что на таких станциях ниже пропускная способность, но что еще более важно - при появлении новых поездов, а этот вид транспорта неизбежно развивается со временем, как и все остальное, замена подвижного состава может вызвать целый ряд проблем, так как составы, проектируемые для Москвы и других городов, могут не подойти, ведь создавая новый вагон, нужно подстраиваться под станционные двери, чтобы они подходили. То есть, из-за двенадцати станций, построенных в погоне за экономией, нужно отдельно и поезда проектировать.

Но за то, это создает некоторую изюминку Питерского метрополитена