Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"В городе Сочи темные ночи"

Приступая к съемкам своей второй картины, Василий Пичул, бесспорно, понимал, что после триумфального успеха "Маленькой Веры" ему будет предъявлен "гамбургский счет".

-2

Фраза о том, что вторую картину ставить труднее, чем первую, стала уже хрестоматийной.

Как поступить в подобной ситуации? Попытаться сделать самый "чернушный" и жесткий фильм десятилетия?

Поразить набором эпатажных эротических сцен?

Василий Пичул, как мне кажется, избрал путь полупародии, полусерьеза, напоминающий слоеный пирог.

-3

Пародийная насмешка над штампами экрана /и не только экрана/ начинается в фильме уже с самого названия - "В городе Сочи темные ночи",- взятого из песенки-прибаутки.

С первых же кадров выясняется, что и сами герои фильма, как, впрочем, и основные сюжетные ситуации, тоже взяты напрокат, стилизованы.

При этом популярные актеры нередко играют как бы насмешливо-ироничные вариации своих прежних ролей.

К примеру, за Алексеем Жарковым давно установилась репутация идеального исполнителя ролей неудачников, пытающихся в меру своих сил выдать себя за "хозяев жизни" и суперменов /отличников боевой и политической подготовки, важных начальников, бравых летчиков и т.п./.

Похожую роль Пичул предложил Жаркову снова, наполняя ее ироническим подтекстом, горечью двойной жизни, где сантехник по мановению волшебной палочки превращается вдруг в маклера, брата важного чиновника, знаменитого кинорежиссера и пр.

Двойная жизнь - свойство почти всех персонажей фильма: депутата и милиционера, продавщицы и эротомана...

Одна лишь главная героиня пытается остаться сама собой.

Меж тем при всей условности характеров и сюжетных ходов, а порой и откровенно комедийного гротеска чувствуется, что авторы неравнодушны к своим героям. Быть может, от того, что сами долгие годы жили в этом заштампованном, полупародийном мире , где сквозь безысходность и бесперспективность бытия лишь иногда сверкал слабый лучик надежды...

Жаль только , что Пичул явно не рассчитал метраж картины. Во второй половине ее действие тормозится, обнажая исчерпанность авторской концепции и жанровых находок.

Словом ,картине не хватило легкости и непринужденности стиля. "Слоенный пирог" оказался недопеченным.

Александр Федоров, 1990