Приступая к съемкам своей второй картины, Василий Пичул, бесспорно, понимал, что после триумфального успеха "Маленькой Веры" ему будет предъявлен "гамбургский счет".
Фраза о том, что вторую картину ставить труднее, чем первую, стала уже хрестоматийной.
Как поступить в подобной ситуации? Попытаться сделать самый "чернушный" и жесткий фильм десятилетия?
Поразить набором эпатажных эротических сцен?
Василий Пичул, как мне кажется, избрал путь полупародии, полусерьеза, напоминающий слоеный пирог.
Пародийная насмешка над штампами экрана /и не только экрана/ начинается в фильме уже с самого названия - "В городе Сочи темные ночи",- взятого из песенки-прибаутки.
С первых же кадров выясняется, что и сами герои фильма, как, впрочем, и основные сюжетные ситуации, тоже взяты напрокат, стилизованы.
При этом популярные актеры нередко играют как бы насмешливо-ироничные вариации своих прежних ролей.
К примеру, за Алексеем Жарковым давно установилась репутация идеального исполнителя ролей неудачников, пытающихся в меру своих сил выдать себя за "хозяев жизни" и суперменов /отличников боевой и политической подготовки, важных начальников, бравых летчиков и т.п./.
Похожую роль Пичул предложил Жаркову снова, наполняя ее ироническим подтекстом, горечью двойной жизни, где сантехник по мановению волшебной палочки превращается вдруг в маклера, брата важного чиновника, знаменитого кинорежиссера и пр.
Двойная жизнь - свойство почти всех персонажей фильма: депутата и милиционера, продавщицы и эротомана...
Одна лишь главная героиня пытается остаться сама собой.
Меж тем при всей условности характеров и сюжетных ходов, а порой и откровенно комедийного гротеска чувствуется, что авторы неравнодушны к своим героям. Быть может, от того, что сами долгие годы жили в этом заштампованном, полупародийном мире , где сквозь безысходность и бесперспективность бытия лишь иногда сверкал слабый лучик надежды...
Жаль только , что Пичул явно не рассчитал метраж картины. Во второй половине ее действие тормозится, обнажая исчерпанность авторской концепции и жанровых находок.
Словом ,картине не хватило легкости и непринужденности стиля. "Слоенный пирог" оказался недопеченным.
Александр Федоров, 1990