Найти тему
IPQuorum

600 000 рублей за торт со «Смешариками»

Сложно представить детские товары без использования изображений популярных мультяшных героев. Оно и понятно: ребятам анимационные персонажи нравятся, а производителям и дистрибьюторам они приносят стабильную прибыль. В Минпромторге подсчитали, что объем рынка отечественных детских товаров в 2018 году достиг отметки в 208 млрд рублей. Кроме того, на сегодняшний день объем экспорта отечественной мультипликационной продукции приближается к 1 млрд долларов. И все бы ничего, но правовая сторона вопроса вызывает опасения: изображения мультгероев красуются на рюкзаках, игрушках, бытовой химии, одежде, тортах без разрешения и уведомления правообладателей.

Такое поведение бизнесменов не остается безнаказанным. Например, в начале мая студия анимационного кино «Мельница» обязала ИП из Саратовской области выплатить серьезный штраф за нелегальное использование изображений персонажей мультсериала «Барбоскины»: Дружка, Гены, Розы и других.

Мягко говоря, случай не единичный. На прошедшем в апреле Международном стратегическом форуме по интеллектуальной собственности IPQuorum председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова рассказала, что российские анимационные студии все чаще прибегают к разбирательствам: «Наибольшее количество заявлений поступает к нам от создателей российских мультфильмов. И направлены эти заявления в основном против фирм, работающих в сегменте среднего и мелкого бизнеса. Порой предприниматели даже не думают об ответственности, когда размещают изображения персонажей известных российских мультсериалов на своих товарах, будь то рюкзаки, канцелярские принадлежности, предметы быта или продукты питания. Мы стали проводить консультации с этими фирмами по поводу законности использования чужой интеллектуальной собственности на товарах. Многие предприниматели не знают о таких законах, и для них приходится устраивать ликбез».

Закон гласит, что обладатель прав на анимационные фильмы владеет в том числе правами на отдельных персонажей своих произведений. Если предприниматель хочет использовать их изображения, нужно заключить с правообладателем лицензионный договор.

За плагиат, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, причинившее крупный ущерб правообладателю, придется заплатить штраф до 200 тысяч рублей или отправиться на исправительные работы.

Вот и выходит, что заключать лицензионный договор невыгодно, а работать «по-черному» – опасно.

Однако омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов сохраняет оптимистичный настрой и предлагает пути решения этой проблемы:

«Представьте: стоит у вас 3D-принтер, приходят к вам родители и заказывают один рюкзак с мультгероями для своего ребенка. И ради одного рюкзака вы будете возиться с правообладателем, лицензионным договором и регистрацией в Роспатенте? У этой проблемы только одно решение –вся система продаж будет унифицирована со включенными «интеллектуальными налогами», которые подлежат выплате правообладателю, при этом обеспечивая надлежащий уровень качества и технологию изготовления. Такое в будущем вполне реально».

Спорить со студиями практически бесполезно – подавляющее большинство исков правообладателей суд удовлетворяет. Известен единственный случай, когда девушке из Череповца, изготавливающей торты на заказ, удалось взять верх над истцом (ООО «Смешарики») и не выплатить ни копейки, хотя изначально компания хотела взыскать с кондитера аж 600 000 рублей за нарушение авторских прав.

Зачастую анимационные студии специально требуют огромные суммы от провинившихся, чтобы те испугались тяжб и дело не дошло до суда, превращая таким образом преследование нарушителей авторских прав в одну из статей своего дохода.

По словам кондитера Елены Вавиловой, такие действия вредят обеим сторонам конфликта интересов:

«Если разбирательство с кондитером для студии важнее, чем имидж, то вторым «Диснеем» ей точно никогда не стать. Однако избежать жалоб на использование мультгероев можно только одним способом – просто отказаться от этого. Кроме того, по своему опыту могу сказать, что в связи с разгоревшейся за последнее время шумихой вокруг тортов с мультгероями спрос на них упал. Популярность набирают персонажи, созданные художниками-иллюстраторами, которых многие кондитеры, в том числе и я, предлагают в качестве альтернативы. На смену популярным когда-то «Фиксикам» и «Малышарикам» приходят новые герои».

Индивидуальные предприниматели и мелкие компании боятся потерять бизнес в бесконечных судебных спорах. Но и сами создатели мультфильмов, вложившие большие средства в производство и продвижение, теряют весомую часть потенциальных доходов. Компромиссное решение этой проблемы, видимо, только предстоит найти.