Найти в Дзене
Это грибы!

В ожидании Грибо

Приняли, смирились, устали проклинать судьбу: грибов нет и до июльской перезагрузки не будет. (Редкие оазисы не в счет, за что такая несправедливость.) Грибы в пустыне не растут. Но, кстати, не растут они и в болоте. На два сухих июня у нас приходится один заливной; и хотя всё там по-другому, с промысловыми грибами ситуация абсолютно та же. Вспомним, как это было. Каждый день под тридцать. Каждый день ливни. Когда выберешься в лес - главное, не дышать ртом, чтобы горло не забили комары. Во влажном мареве колышется картинка, и каждое гнилое бревно напоминает крокодила, а редкий местный житель - аборигена-каннибала. А это еще что такое? Под липой, на черной голой земле, вольготно расположился чей-то мозг. Небольшой, с дамский кулачок. Что за новости? Правда, мозг, будто какой-то строчок-мутант ошибся сезоном. Такой же извилистый и хрупкий. Очевидно, это - гриб. А больше ничего очевидного тут нет. Потихоньку осматриваемся. Мозг пришел не один, а друзьями. Мозгов полон лес, просто остальны

Приняли, смирились, устали проклинать судьбу: грибов нет и до июльской перезагрузки не будет. (Редкие оазисы не в счет, за что такая несправедливость.) Грибы в пустыне не растут. Но, кстати, не растут они и в болоте. На два сухих июня у нас приходится один заливной; и хотя всё там по-другому, с промысловыми грибами ситуация абсолютно та же.

Вспомним, как это было. Каждый день под тридцать. Каждый день ливни. Когда выберешься в лес - главное, не дышать ртом, чтобы горло не забили комары. Во влажном мареве колышется картинка, и каждое гнилое бревно напоминает крокодила, а редкий местный житель - аборигена-каннибала.

Первая находка сизигоспоры заставила автора пораскинуть мозгами (фото И.Лебединского)
Первая находка сизигоспоры заставила автора пораскинуть мозгами (фото И.Лебединского)

А это еще что такое? Под липой, на черной голой земле, вольготно расположился чей-то мозг. Небольшой, с дамский кулачок. Что за новости? Правда, мозг, будто какой-то строчок-мутант ошибся сезоном. Такой же извилистый и хрупкий. Очевидно, это - гриб. А больше ничего очевидного тут нет.

Потихоньку осматриваемся. Мозг пришел не один, а друзьями. Мозгов полон лес, просто остальные выглядят скромнее. Я нашел самого большого. А вдруг они росли тут всегда? Всегда меня видели, а я их нет?

Вот такие вот дела. Мокрая тропическая жара, всё вокруг колышется, пищит и кусает, а еще в лесу выросли какие-то мозги. Что со всем этим делать?

Начал вспоминать, зачем вообще я сюда пришел (может, мозги привели, телескопическим внушением)? Так, кажется, проясняется. Сюда я пришел, чтобы набрать коллибии лесолюбивой (Collybia dryophila), которой тут всегда прорва. Ну, естественно, во влажный сезон. Гриб так себе, худший из лучших, но за неимением...

Стоп, а где коллибии? Мозги есть, коллибий нет, и что же это значит? И - поглядите-ка - вот что-то среднее, вот коллибия, на голове которой угнездился небольшой мозг!

Этот гриб многое объясняет (фото И.Лебединского)
Этот гриб многое объясняет (фото И.Лебединского)

А значит это, что я набрел на небывало огромную колонию довольно редкого гриба-хакера, Сизигоспоры гриболюбивой. И это гораздо интереснее, чем пакет пресных коллибий к обеду.

Сизигоспора гриболюбивая (Syzygospora mycetophila) - не паразит в прямом смысле слова. Она не вырастает на плодовых телах коллибий. Она отклоняет развитие плодового тела гриба таким образом, что он сам развился в мозгоподобную структуру. Строго говоря, сизигоспор разных много, и на глаз их не различить; но гриболюбивая встречается чаще всего, и потому не будем множить сущности сверх необходимого.

Вот дождусь следующего тропического лета, и снова отправлюсь туда, к малярийным комарам, крокодилам и людоедам, искать образцы грибного мозга, чтобы изучить их под микроскопом (у меня есть), и определить вид с точностью. А вы пока подписывайтесь, ставьте собачек с крокодильчиками, и говорите разное в комментах. Потому что тропическое лето тоже не сахар.