Та рыночная реальность, в которой мы работаем и просто живем, заставляет маркетологов, продавцов и любых коммерсантов постоянно крутиться на 360 градусов. Либо делай на 150% от своих возможностей – либо ты проиграешь.
Вся маркетинговая активность сосредоточена в двух направлениях: информация + коммуникация. Информация – это сбор информации о рынке, конкурентах, клиентах, проведение аналитики .Коммуникация – это само продвижение, включающее рекламу, PR, программы лояльности и многое другое.
Но у современного маркетинга круг обязанностей еще шире.
Маркетинг касается инноваций. Маркетинг связан с сервисом. Маркетинг взаимодействует с производством.
Любой стартап сам по себе – это маркетинг в чистом виде. Ведь он продает, развивается, параллельно тестирует рынок и предпринимает какие-то корректирующие действия.
Вот интересный пример, как одни из компаний по производству гофрокартона выстраивает свои отношения с крупными клиентами.
Они не просто запрашивают у клиента техническое задание, а потом в соответствии с ним производят коробки, держатели и прочую групповую упаковку. Менеджеры компании вместе с техническими специалистами едут на склады клиента, идут в торговые сети. Смотрят, как продукция хранится, транспортируется, как лежит в точках выкладки, как утилизируется. Не ленятся общаться не только непосредственно с заказчиком, но и со всеми теми, кто в цепочке логистики и торговли участвует.
Буквально узнают у работника погрузчика, как часто коробка рвется, как ее края зацепляются. Узнают у уборщика, сколько и на какой стадии идет в макулатуру, либо на повторное использование.
Благодаря такой комплексной оценке появляется большой чек-лист рекомендаций. Они касаются изменения конфигурации упаковки, параметров используемых материалов, дизайна, выкладки товара и многих других составляющих. После согласования с заказчиком уже изготавливается оптимальное решение.
Я себе задаю вопросы. А где здесь заканчивается маркетинг и начинается производство? Где здесь переход от клиентоориентированности непосредственно к продажам?
И понимаю, что этих границ нет. Весь процесс взаимодействия с клиентом – это маркетинг.
Тому, кто решил связать свою профессиональную жизнь с маркетингом, легко точно не будет. Сейчас очень сложно ограничиться какой-то одной функцией, добиться определенного уровня и почивать на лаврах.
От маркетолога ждут много общения. Речь не о ярких выступлениях с презентациями (это как дополнение), а именно вдумчивого общения с клиентом, на основании которого можно принять решения относительно совершенствования ассортимента.
В крупных компаниях проще – там функционал по ассортименту, R&D, брендингу и прочий разделен. В средних и маленьких компаниях маркетологу постоянно приходится метаться между утилитарными функциями типа сравнения цен с конкурентами и идеями с новинками.
Мне кажется, самый результативный маркетинг есть в компаниях, где главный маркетолог и коммерсант – это сам директор. У него достаточно стратегического охвата, при этом он старается на результат, а не просто, чтобы сделать работу ради работы.
Чем больше работаю, тем больше просится вывод, что маркетинга в привычном понимании давно уже нет. Те, кто интегрировали его во все бизнес-процессы, - они успели, они в теме.
Друзья, успешного Вам маркетинга! Смотрите шире и дальше и больше общайтесь с клиентами!
Как считаете, что в первую очередь учесть стоит в современном маркетинге?
Вера Бокарева, тренер-консультант по продажам и личной эффективности, д.с.н.
Читайте больше интересных материалов на нашем канале:
7 роковых ошибок начинающих предпринимателей: такой бизнес не выживет
Идти в продажи или в маркетинг?