Будучи удачливым, официально признанным комедиографом, начиная со второй половины 1950-х Иван Пырьев делал основную ставку на классические романы Федора Достоевского.
После попытки киноверсии "Идиота" он в самом конце своего творческого пути поставил "Братьев Карамазовых".
Со свойственным ему темпераментом Пырьев экранизировал этот роман эмоционально и ярко.
А.Мачерет писал, что по поводу этого фильма Пырьева он не раз слышал "неверные обвинения: "крикливо", "оглушительно шумно", "суетливо", "по-театральному многоречиво"... ерно ли это? Не думаю. Более того, убежден в обратном - в том, что личные творческие особенности Пырьева, свойства его художественной одаренности нашли в экранизации великого романа Достоевского наиболее благоприятную, родственную им основу для своего наивысшего проявления... Едва ли возможно перенести на экран роман "Братья Карамазовы" во всей его полноте. Утраты множественны, хоть и неизбежны" (Мачерет А. Последний фильм Ивана Пырьева /Сб.Экран 1968-1969.М.,1969.С.150-151).
Не успев завершить съемки фильма до конца, Иван Пырьев скончался.
Исполнители главных ролей Михаил Ульянов и Кирилл Лавров завершили итоговое произведение режиссера, постаравшись в максимальной степени сохранить его стиль открытой страсти...
Александр Федоров
10 книг о кинематографе в свободном доступе: бесплатное скачивание:
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей.
https://www.researchgate.net/publication/307138838_Otrazenia_Zapad_o_Rossii_Rossia_o_Zapade_Kinoobrazy_stran_i_ludej
Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики.
https://www.researchgate.net/publication/304625152_Kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_i_rossijskoj_kinokritiki
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики.
https://www.researchgate.net/publication/304624101_Otecestvennyj_igrovoj_kinematograf_v_zerkale_sovetskoj_kinokritiki
Медиакритика в России: творческие портреты
https://www.researchgate.net/publication/309102272_Mediakritika_v_Rossii_tvorceskie_portrety
Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016).
https://www.researchgate.net/publication/304744254_Transformacii_obraza_zapadnogo_mira_na_sovetskom_i_rossijskom_ekranah_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2016
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
https://www.researchgate.net/publication/268153255_Fedorov_AV_Transformacii_obraza_Rossii_na_zapadnom_ekrane_ot_epohi_ideologiceskoj_konfrontacii_1946-1991_do_sovremennogo_etapa_1992-2015_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_221_c
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
https://www.researchgate.net/publication/280305072_Fedorov_AV_Evolucia_obraza_Belogo_dvizenia_v_otecestvennom_i_zarubeznom_igrovom_kinematografe_zvukovogo_perioda_M_Izd-vo_MOO_Informacia_dla_vseh_2015_120_c
Западный экран: авторы и звезды
https://www.researchgate.net/publication/278526212_Zapadnyj_ekran_avtory_i_zvezdy_zapiski_iz_proslogo_veka
Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода: проблемы и тенденции.
https://www.researchgate.net/publication/278510112_Ekologiceskaa_tema_v_rossijskom_igrovom_kinoiskusstve_zvukovogo_perioda_problemy_i_tendencii
Права ребенка и проблема насилия на российском экране.
https://www.researchgate.net/publication/278511624_Prava_rebenka_i_problema_nasilia_na_rossijskom_ekrane