Жил-был Великий Дух. Звали его Ыжбыгы. Сначала он находился в темноте и холоде. Потом у него возникло смутное беспокойство, что мир может быть теплее и уютнее, и он создал огонь. Некоторое время (всего-то несколько миллионов лет) Ыжбыгы сидел у костра и наслаждался приятным теплом, любовался полетом искр, вдумчиво и неторопливо подкладывал ветки в огонь. К тому же дым отогнал мошкУ, нечаянно образовавшуюся из смутного беспокойства Духа, которое он чувствовал, перед тем, как создал огонь.
Вскоре Ыжбыгы разморило от приятного тепла, исходящего от костра. Дух подумал, что неплохо бы было вздремнуть. Но кто будет поддерживать огонь и отгонять от него назойливую мошкУ? Недолго думая, Ыжбыгы создал себе жену, а после этого спокойно лёг спать. Жена тихонечко поддерживала костер, ненавязчиво отгоняя комаров и мошкУ от спящего мужа. Ему было спокойно и уютно и он отлично выспался.
Проснувшись (ещё через несколько миллионов лет), Ыжбыгы почувствовал, что голоден. Воображение его разыгралось и он создал оленя и тюленя; ягоды и мох, чтобы ими питался олень; рыбу и морскую траву, чтобы ими питался тюлень. Потом он попросил жену приготовить обед. Но жена ответила ему тихо и ненавязчиво: "Я не могу готовить обед, муж мой. Я была создана для того, чтобы поддерживать огонь в очаге и охранять твой сон."
Великий Дух подарил жене много красивых бус и расшитых перламутром ярких одежд, чтобы она не обиделась, и создал себе вторую жену, которая тут же принялась готовить еду. Восхитительные запахи понеслись над костром. Здесь были блюда из оленя, тюленя, рыбы, морской травы, ягод и даже оленьего мха.
После роскошной трапезы Ыжбыгы захотелось рассказать женам о своих былых деяниях и великих планах. Но жёны не слушали его. Одна из них громыхала посудой, вновь что-то готовя, а другая была всецело поглощена костром, к тому же она периодически махала перед носом все более раздражающегося мужа веточкой, отгоняя от него комаров.
"Почему вы не хотите слушать меня?" - спросил Великий дух, хотя уже знал заранее, что ответит ему первая жена. Вторая же сказала:" Я была создана для того, чтобы готовить еду. Я не умею слушать". Ыжбыгы одарил обеих жен подарками, чтобы не вызвать в них обиды и ревности, и создал себе третью жену. О, как прекрасно она умела слушать! Она ловила каждое слово своего мужа, следя за ним восторженными глазами, и всегда готова была повторить только что сказанную им мысль.
Долго говорил Дух и в конце концов устал. Ему захотелось послушать кого-нибудь еще. "А теперь, жена," - сказал он: "Ты расскажи мне что-то умное и поучительное, чтобы мне было о чём подумать; или весёлое и смешное, чтобы я мог отдохнуть и рассеяться."Жена испуганно заморгала глазами. "О, муж мой, я была создана, чтобы слушать. Я не умею рассказывать".
Ыжбыгы, не долго думая, одарил всех жен нарядами, бусами, вампумом, и создал себе ещё одну жену. Красноречие её было поистине неисчерпаемым. Каких только историй она не рассказывала! Но, в конце концов, и это прискучило мужу. Не прошло и нескольких миллионов лет, как он перестал следить за нитью повествования женщины. Окончательно утомившись, он обратился к последней жене: "Я устал слушать рассказы. Спой мне песню. Или спляши красивый танец." "Я не умею петь и плясать,"- ответила жена: " Послушай-ка лучше историю о меткой нерпе..."
Дух почувствовал, что терпение его становится всё меньше, а гнев начинает расти. Тем не менее, он опять одарил имеющихся жен богатыми дарами и создал ещё одну, которая тут же схватила бубен и начала искусно плясать. Пела так прекрасно, как не поёт ни одна белуга в брачную пору. Ыжбыгы удовлетворённо смотрел на искусство своей последней жены и наслаждался ее голосом.
Прошло время. Вокруг Великого Духа творилось нечто невообразимое. Одна жена без устали танцевала, била в бубен и пела; другая говорила не умолкая, и всё время требовательно спрашивала:" Ты меня слушаешь?" Третья, отталкивая двух последних, заглядывала Ыжбыгы в глаза и умоляла рассказать что-нибудь. Четвёртая громыхала посудой и совала под нос совершенно сытому мужу всё новые и новые блюда. А последняя, расталкивая всех от костра, так и норовила ткнуть веточкой мужу в лицо, опасаясь, что мошкА покусает его.
С острой тоской подумал Ыжбыгы о тех временах, когда он сидел один в темноте и тишине. И когда гнев его совсем пересилил терпение, он схватил всех своих жён и забросил на небо. Из их-то мерцающих нарядов и образовались сполохи, или северное сияние, которое то и дело красивой разноцветной занавесью украшает небо.
Из гнева Ыжбыгы получилось море. Из его терпения - суша. Суша меньше моря, потому что терпение Духа было в тот момент гораздо меньше гнева. В море поселились тюлень, рыбы и морская трава. На суше - олень, ягоды и олений мох. Звери, которые не успели спрыгнуть на сушу или в море, остались на небе. Мы зовём их созвездиями.
Вдруг Ыжбыгы заметил, что из его растерянности и недовольства образовался человек. Вспомнив про мошку и комаров, Великий Дух подумал, что с человеком хлопот может быть не меньше. И, чтобы занять чем-то это беспокойное и вечно недовольное существо, Ыжбыгы создал для него жену. Однако, помня свои ошибки, он создал женщину такой, чтобы она одна умела и поддерживать очаг в тишине, и готовить еду, и внимательно слушать, и занятно рассказывать, и петь и плясать с бубном.
А после этого Великий Дух остался в благодатной темноте, тишине и покое.
Вам может так же понравиться: Сказка про то, откуда у ягуаров пятна. Сказка про цыгана Сбородоя. Сказки Отузской долины. Четыре жены Пардош-Хана. Зов Полярной звезды.