Найти в Дзене
Умному недостаточно

"Идеальный муж"

Помните такой фильм? По пьесе Оскара Уайльда. Главную роль играет Эдуард Марцевич. Я очень люблю Эдуарда Марцевича. Он родился в Тбилисе и окончил театральное училище им. М.С.Щепкина. Великолепный Николай Охлопков пригласил Марцевича в театр им. Маяковского, где молодой актер немедленно заменил Евгения Самойлова в роли Гамлета. Вообразите, какое начало! С 1969 года Эдуард Марцевич служит в Малом театре, сыграл множество ролей в основном классического репертуара. Его всегда пленяла режиссура, и он обучался этой профессии в Паневежисе у Мильтиниса. Как режиссер-постановщик Марцевич выпустил «Обыкновенную историю», «Иванов», «Не было ни гроша, да вдруг – алтын» и других. Мне особенно импонирует в Эдуарде Евгеньевиче одна черта. Он любил выбираться на природу – в костромские леса, в дом-творчества «Щелыково» или на свою дачу в Подмосковье. Но при этом не признавал ни охоты, ни рыбалки, ни даже грибной, «тихой» охоты. Эдуард Евгеневич – «созерцатель». Он любовался жизнью леса, озера, кочующ

Помните такой фильм?

По пьесе Оскара Уайльда. Главную роль играет Эдуард Марцевич.

Я очень люблю Эдуарда Марцевича.

Эдуард Марцевич в фильме "Идеальный муж"
Эдуард Марцевич в фильме "Идеальный муж"

Он родился в Тбилисе и окончил театральное училище им. М.С.Щепкина. Великолепный Николай Охлопков пригласил Марцевича в театр им. Маяковского, где молодой актер немедленно заменил Евгения Самойлова в роли Гамлета. Вообразите, какое начало! С 1969 года Эдуард Марцевич служит в Малом театре, сыграл множество ролей в основном классического репертуара. Его всегда пленяла режиссура, и он обучался этой профессии в Паневежисе у Мильтиниса. Как режиссер-постановщик Марцевич выпустил «Обыкновенную историю», «Иванов», «Не было ни гроша, да вдруг – алтын» и других.

Мне особенно импонирует в Эдуарде Евгеньевиче одна черта. Он любил выбираться на природу – в костромские леса, в дом-творчества «Щелыково» или на свою дачу в Подмосковье. Но при этом не признавал ни охоты, ни рыбалки, ни даже грибной, «тихой» охоты. Эдуард Евгеневич – «созерцатель». Он любовался жизнью леса, озера, кочующих по небу облаков. Если речь не идет о любимой работе, то Марцевич – зритель, а не актер. Может быть, со-участник, но никак не волеизъявитель. И, по-моему, это правильно, целительно и чудесно.

А теперь – о фильме.

-3
-4
-5

Не знаю, в чем здесь дело, но только практически у всех актеров, исполняющих роли в этом фильме, замечательная аристократическая манера. Стать. Марцевич, Кадочников, Яковлев – те словно вообще родились во фраках английских лордов. Аристократизм сыграть можно. Достоинство – нельзя. Вот и думай после этого, отчего теперь не в моде экранизации классических произведений мировой драматургии. То ли следует кивать на череду обстоятельств судорожной эпохи. То ли актеры как-то измельчали. Думать так не хочется. И все-таки участие в поп-сериалах для нынешних звезд не проходят даром. Отъявленная прохиндейка, созданная талантом Гурченко, пленяет и завораживает. Сплетница и шантажистка из современного мыла вызывает чувство гадливости. Масштаб исчез.

Но не актеры тому виной. И не эпоха. Что такое эпоха, если не люди, которые ее обживают? Кажется, замкнутый круг.

-6

Главный принцип сегодня – «зачем думать, когда можно делать?» «Я подумаю об этом завтра!» – восклицал известный персонаж. Что ж, славная фраза, она свидетельствует о решимости и отваге героини. Увы – словно в кривом зеркале, в тысячах наложенных друг на друга кривых зеркал это восклицание обрело коварный подтекст. Зачем думать об этом завтра, если можно – послезавтра? Или через два дня. Или через неделю, месяц, год. Или – никогда. Зачем думать, если можно просто делать?

Вот язва нашего времени. Безмыслие, вялость и инертность мышления (а мышление невозможно без созерцания) и интеллектуальная ригидность. И этот фильм возвращает нас в то время, когда почиталась мысль, и ценилось точное слово. А уже потом следовал своевременный поступок.

-7

Честь и хвала Оскару Уайльду. Поклон творческой группе и лично режиссеру Виктору Георгиеву, создавшей для нас внятный и радостный фильм.