Найти тему
Иван Белокаменцев

Три белых коня

Ничего неохота. Достали эти задачи и проекты. Эта долбаная работа. Эта чертова мотивация. Эти не нужные мне цели. Эти бессмысленные организационные изменения. Эти попытки руководителей меня замотивировать. Эти угрозы, увещевания, взятие «на слабо», рассказы об историях успеха, «а вот я, когда был таким, как ты», фразы из книжек по мотивации. Эта «команда», которая обсуждает каждого, кто ушел покурить. Эти коллеги из других «команд», ненавидящие, презирающие или игнорирующие и меня, и нашу, и свою «команду».

Никто и ничто не умеет меня мотивировать. Хуже всего, что при этом – пытается. Ваши попытки – жалкие, смешные, отвратительные. Потому что вы сами – такие же, как я. Вы не понимаете, зачем пришли сюда. Вам так же омерзительна эта работа, эти цели, задачи и проекты. Еще больше вам претит необходимость мотивировать меня. Вас буквально воротит от этой обязанности, что отлично выражается в ваших убогих попытках, разговорах и «координации задач».

Сядьте, отдохните, и успокойтесь. Не надо меня мотивировать. В первом абзаце я пошутил. Я всё умею делать сам. Не мешайте только.

На свете есть куча мотиваторов, их применение и действенность – сугубо индивидуальны. Я немного расскажу о тех, которые использую для себя.

Злость

Один из моих любимых мотиваторов, т.к. дает очень сильный эффект на коротком отрезке времени. Что интересно – злиться можно на что угодно, это всё равно помогает.

Когда я злой, я очень хорошо работаю. Я буквально рву задачи на куски, причем любые. Особенно приятно, что под действием злости я легко и быстро решаю задачи, с которыми не хотел работать в обычном состоянии. Просто потому, что я злой.

В основном, злость приходит извне – кто-то выбесил на работе, коллега или начальник, или клиент, или какая-либо ситуация. Бывает, что злость я приношу на работу извне – пробки, подрезал кто-нибудь, правительство, парковку долго искал («да мать его за ногу, кто придумал офис снять в центре города»), денег нет, кран потек, телевизор сломался (два дня назад было), кошка в ботинок нассала (это сегодня утром было), наушники дома забыл, кто-то взял что-то с моего стола, и т.д. Тут всё индивидуально.

Собственно, всё, что нужно сделать – выплеснуть энергию в решение задач, и не пытаться гасить злобу. Если сидеть и ничего не делать, то злоба, этот подарок судьбы, скоро пройдет. Или я, будучи добрым человеком, прощу обидчика, и опять начну улыбаться, или злость, если ее долго мусолить в голове, но ничего не предпринимать, перейдет в депрессию или апатию. Тогда никакого взрыва производительности не случится – злоба пройдет задаром.

По возможности, лучше не пытаться устранить причину злости. Но и раздувать не надо. Чем больше думаешь о самой злости, тем меньше делаешь полезного. Если тупо сесть и работать, то злость быстро становится обезличенной – ты, как бы, уже не помнишь, на кого и за что злишься. Просто сидишь, злой, как Халк, и херачишь. Злость легко меняет объект приложения. Например, перекидывается с пробок на задачу. Как говорится, кто попался под руку, на того и злюсь. Достаточно самому выбрать объект, и тогда всё будет хорошо.

Есть и минусы. Долго злиться нельзя – депрессия всё равно накатит, так что надо, рано или поздно, из этого состояния надо выходить. Я стараюсь держать злость в течение рабочего дня, но ближе к его концу – прекратить, чтобы не тащить домой отрицательные эмоции. Еще, будучи злым, легко и даже приятно кого-нибудь обидеть – неважно, в личной беседе, или в переписке. Поэтому я стараюсь избегать общения в этом состоянии – только работа над задачами. Также, к недостаткам можно отнести возрастающее количество тупежа на отладке – из-за эмоционального накала перестаешь замечать очевидные ошибки. Ну и, если слишком долго злиться, апатия или депрессия всё равно накатят.

Чувство вины

Тоже отличный мотиватор, по крайней мере для меня. Причем, работает только вина, с которой я согласен. А согласен я только с той виной, которую чувствую. Соответственно, если меня кто-то «виноватит», я этого не почувствую – внутри будет протест, как естественная реакция на попытки мной манипулировать.

Манипулировать собой я предпочитаю сам. Например, на меня хорошо действуют ошибки в моем коде. Я программированием давно занимаюсь, лет двадцать уже, и у меня сформировалось определенное мнение о себе (это не самомнение, а именно оценка себя). Не сказать, что прям профессиональная честь, но обнаруженные косяки в моем коде действуют вполне неплохо, хоть и не всегда. Нашел человек ошибку, сказал мне, и вроде не собирался мной манипулировать – а внутри уже зреет чувство вины. И я бросаюсь исправлять.

Причем, бросаюсь так, что бросаю все дела. Не всегда, конечно – бывают дела, которые не бросишь. Или ошибки такие, что я их ошибками не считаю. Но, в основном, меня это задевает и мотивирует. Грубо говоря, хочется восстановить статус-кво, в своих собственных глазах – типа я приличный программист.

Иногда индуцирую чувство вины у себя сам. Для этого достаточно чего-нибудь немножко профакапить. Не написать клиенту, например. Или не выполнить взятое на себя обязательство, особенно если оно – перед самим собой. Вот сейчас, к примеру, я провожу над собой эксперимент по сбросу веса инженерными методами. Если поутру обнаруживается, что зря я вечером сала с хлебом нафигачился, то возникает чувство вины перед самим собой. Оно выливается в мотивацию – но не на то, чтобы сегодня соблюдать режим, а на решение задач. Как бы пытаюсь компенсировать одно другим.

И эта особенность – обезличивание объекта – мне весьма нравится, что в чувстве вины, что в злости. Виноват перед собой за нарушение режима, а отрабатываешь решением задач. В книгах по психологии читал, что примерно так и ведет себя чувство вины – вызывает жгучее желание от него избавиться, любым способом. Самый простой – попросить прощения. Но если вина перед самим собой, то, вроде, такой необходимости нет.

Я просто сажусь и херачу. Получается чуть лучше, чем при злости – недостатков меньше. Например, концентрация не теряется, ошибки нормально видишь, не обижаешь никого, и вообще – ведешь себя вполне прилично, как и любой в чем-то виноватый человек.

Недостаток у чувства вины – оно проходит еще быстрее, чем злость. Производительность повышается очень серьезно, поэтому задачи решаются быстро, а решенная задача – это расплата за вину. Когда «долг» отдал – чувство вины проходит, и я опять молодец.

Главный, наверное, недостаток такого мотиватора – его нельзя часто использовать. С психикой шутки плохи, и если постоянно испытывать свое чувство вины на прочность, то можно стать законченным неудачником, который вечно кому-то что-то должен. Поэтому – пару раз в месяц, не больше.

Цель

Самый белый и пушистый, на первый взгляд, мотиватор. При этом, с точки зрения работодателей (если бы они знали мои цели) – самый поганый, вредный, бесчестный и мерзкий. По одной простой причине – никто и никогда не знает целей, которые я преследую на работе.

Но это – вынужденная мера. Я бы рад не придумывать себе целей, если бы работодатель мог их предложить – такими, чтобы они меня зажгли. Но в моей практике такого не было никогда. Все цели, к которым я стремился, я придумал сам. Часть озвучивал работодателю, часть из озвученного он даже брал себе в качестве цели, но всегда была скрытая часть.

Скрытая она не потому, что противоречит целям работодателя – как раз наоборот. Скрывать приходится потому, что начальники не любят возиться с целями подчиненных. Я как-то писал статью на эту тему – про выявление личных целей людей, и нахождение общего вектора, чтобы достижение целей компании служило достижению целей сотрудников. Но, на практике, я не встречал ни одного работодателя, который бы этой работой занимался.

Это же достаточно трудное занятие – поговорить, а перед этим разговорить, а перед этим заслужить доверие, узнать личную цель, уйти подумать, сопоставить с целью отдела или компании, найти точки соприкосновения, расширить цель компании, чтобы хотя отчасти помогала личной цели сотрудника. Это целый проект, причем не выполняемый по лекалам, там нет требований, масштаба и сроков. Поэтому его никто и не делает.

Намного проще цель объявлять – ты должен стремиться к тому-то, действовать так-то, быть хорошим, добрым, отзывчивым, или наоборот – строгим, петь песни, маршировать в стою, бухать на корпоративе, выучить ценности и миссию, и т.п. Ага, разбежался.

Со своей целью проще и интереснее. Она мотивирует одним лишь тем, что она – моя. Как говорил один автор, которого вы не любите – «я работаю в структуре на себя», при этом достигая и целей структуры. Как правило, лучше и быстрее, чем те, кто просто делает вид, что работает на достижение целей компании, но не имеет своих целей.

Имея свою цель, я располагаю любую задачу в контексте этой цели. Там всё просто – каждая задача соответствует моей цели на определенный процент. Можно, конечно, ввести комплексную характеристику, т.к. речь о векторах, но лучше не заморачиваться. Есть задачи, которые оказывают отрицательное влияние на мою цель. Что с ними делать?

Всё просто – решить их как можно быстрее, чтобы не мешали. Если отказаться от выполнения нельзя, то нет смысла сопротивляться. Сделай и забудь. Новая задача будет работать на мою цель.

В контексте работы это похоже на сталкинг, в терминах Карлоса Кастанеды – наблюдение за окружающим миров, с целью контроля над собой и более эффективного взаимодействия с реальностью. Пока коллеги, так и не принявшие цели компании, и не имеющие своих целей, погрязают в вязкой работе, не отторгая и не принимая ее до конца, я делаю осознанный выбор – ну, насколько могу, если не злюсь и не испытываю чувства вины.

Объективно понимаю по каждой задаче, помогает она в достижении моих целей, или нет. Осознанно решаю, делать ее, или нет. Понимаю, трачу я время зря, или строю своё будущее. К тому же, мне за это еще и платят.

Цель, как мотиватор, долгосрочна – в этом ее преимущество. Она не приходит и не уходит под действием обстоятельств, т.к. является продуктом только личного выбора. Цель всегда со мной, в любой день, как бы он не проходил. Ее не надо индуцировать искусственно. Хотя, конечно, когда я злой или испытываю чувство вины, цель отходит на второй план.

Долгосрочность, постоянное присутствие цели в подсознании – это и недостаток, потому что, со временем, она угасает, начинает забываться, теряет своё влияние на мотивацию. Особенно в жаркие периоды на работе, когда приходится херачить целыми днями напролёт, безо всяких мотиваторов (или я их просто не вижу?). Сознание легко увлекается всякой ерундой, вроде дедлайнов, и замещает личные цели суррогатными – теми, что ставят на работе. А когда проблемы решены, наступает опустошение – понимаешь, что воевал с ветряными мельницами, и лично тебе от закрытого вовремя проекта, довольного клиента, каких-то показателей пользы ровно ноль.

Поэтому о цели надо себе напоминать. Пришел с утра, налил кофе, и, не включая компьютер (а то затянет), вспомнил, нафига вообще припёрся. Подумал о цели. Вспомнил, какие преимущества даст ее достижение. Прикинул, как идет процесс достижения. Глянул на список задач, перестроил приоритеты – так, чтобы и цель быстрее достигалась, и не встрять нигде. Всё, день будет удачным.

Таких, как я, много. Часто люди рассказывали мне в неформальных беседах о своих целях, преследуемых на работе – похвастаться хотели, вроде как они тут не зря штаны просиживают, как все остальные. По моим наблюдениям, эти люди были успешнее своих коллег. Ими что-то двигало, что-то изнутри, моторчик, движок, искра – неважно, как назвать. Они проще принимают цели компании – ну, точнее, принимают в работу, меньше сопли по стенам размазывают, что цели какие-то не такие. Ну и достигают этих целей быстрее и лучше. Мне так показалось.

А вы как себя мотивируете?