Найти тему
Евгений Ужегов

Из жизни

Так получилось, что у меня хорошая память. Я хорошо помню события, людей, сказанные ими фразы. И вот одна фраза, из профессионального лексикона менеджмента FMCG, вспомнилась мне вчера, когда я пытался вернуть сознание топов моего заказчика от после новогодней рутины к структурным изменениям.  
У нас, в мою юность, когда я работал территориальным менеджером в компании Марс, работа вне офиса, на территории, вместе с торговыми представителями по продажам, называлась «работой в полях». Продажи наших замечательных батончиков, по аналогии с пахотой в поле и сборе урожая в виде денег от клиентов. Это была действительно трудная работа. И хлеб давался не просто. Но со временем, появились технологии, возникла автоматизация, и, сложный прежде процесс, превратился в рутину. Да, именно в неё, в рутину. Это стало текучкой («операционкой»). Задачи не простые, но стандартные. Возражения тоже преодолимые, причём с вариантами. Короче говоря, из сложного и не предсказуемого процесса, полевая работа, превратилась в обычный труд. 

Труд, требующий времени, прилежания и чёткого выполнения предписанных обязанностей. 

Потому что всё структурировано, автоматизировано и прописано. 

Так вот, в моей работе, в качестве территориального менеджера, в ту пору, ещё была творческая часть. Эта часть касалась как организации работы дистрибуторов, так и использования инвестиций от компании на развитие бизнеса. Я мог влиять на структуру и объём мотивации, вверенной мне команды и на многие другие вещи из цикла менеджмента. 

Однажды, когда один из моих руководителей (с которым мне, кстати, повезло!), видимо понимая, что я не решаю некие структурные задачи, сказал мне такую фразу: «Женя, тебе не получится отсидеться в полях! Структурные вопросы на твоей территории и в твоей зоне ответственности, за тебя никто не решит!». А ведь и правда не решит. Людей то в ту пору, в штате было откровенно мало. Всё мы сами делали. Всё так. Но фразу эту, про: «отсидеться в полях», я запомнил на всю жизнь. 

В начале «нулевых», экономический рост и рост потребления, прощали нам ошибки молодости. У нас, менеджеров среднего звена западных компаний, была замечательная возможность «прожить свою менеджерскую жизнь», полную опыта и ошибок. Мы учились на своих ошибках. Нас учили. Мы учились у коллег и старших товарищей. У нас было на это время. 

У теперешнего молодого менеджмента времени на это нет. И окружающая среда ошибок не прощает. А раз не прощает то помогать нужно молодёжи. Помочь понять то, что проходили мы на своей шкуре. А ключевое тут то, что трудная, затратная по времени, операционная работа, в которую «с головой» уходит руководитель, никогда не сможет заменить одну из основных его (руководителя) видов деятельности. А именно, поиск и устранение истинных стопперов и поисков новых, структурных возможностей в работе его же собственной команды. Где бы эта команда ни работала, в рознице, на производстве, или в каком либо условном проекте. 

Иными словами, можно очень долго и нудно работать с последствиями причин, устраняя их с каждым конкретным сотрудником своей команды, а можно, найдя причины истинные, глубинные, корневые, что ли, устранить их. 

Первое действие долгое, но по сути своей простое. Экстра ординарных навыков не требующее. Работай прилежно и прибудет тебе. Со стороны, кстати, это выглядит, как чистой воды трудоголизм. Чего греха то таить, любят таких сотрудников и начальники и коллеги. Часто их, даже повышают по службе, результат то есть. Вопросов к тому, как он, достигнут, как правило, никто не задаёт. 

Многие менеджеры выбирают этот путь. Я, может быть, и повторяюсь, но путь этот, при всей своей трудозатратности, достаточно простой. Думать, особо не надо. Бери и делай. Лишь бы времени хватило (его обычно не хватает, и такие руководители склонны сами перерабатывать и создавать комплекс вины у своих подчинённых). 

Вот, однако, какая незадача. Внешняя среда сейчас, для бизнеса, не особо благоприятная. Времени на механическое перебирание причин нет. Нужны быстрые действия на результат, причём здесь и сейчас. И тут возникает потребность в руководителях второго типа. В тех, кто не привык (или не умеет), отсиживаться в операционке. Причины нужно искать, решения принимать, думать, причём делать это быстро. А делать это не все умеют. Приходится учить, учить методично, повторяя, как приправу, сказанную мне 18 лет назад, одним умным человеком фразу: «Женя, в полях, от решения проблем, тебе не отсидеться!». Радует, что многие хотят учиться. Хотят искренне и делают в этом успехи. Хотя путь этот, по началу, кажется им, значительно труднее, чем привычный, механический, включающий лечение симптомов, а не устранение истинных причин. 



P.S. 

Уже 10 лет, как я не работаю в компании Марс. Но я всецело благодарен и бизнесу, который создал среду для развития и получения бесценного опыта и тому менеджменту, который окружал нас, молодых и зелёных, вниманием и заботой.
Так получилось, что у меня хорошая память. Я хорошо помню события, людей, сказанные ими фразы. И вот одна фраза, из профессионального лексикона менеджмента FMCG, вспомнилась мне вчера, когда я пытался вернуть сознание топов моего заказчика от после новогодней рутины к структурным изменениям. У нас, в мою юность, когда я работал территориальным менеджером в компании Марс, работа вне офиса, на территории, вместе с торговыми представителями по продажам, называлась «работой в полях». Продажи наших замечательных батончиков, по аналогии с пахотой в поле и сборе урожая в виде денег от клиентов. Это была действительно трудная работа. И хлеб давался не просто. Но со временем, появились технологии, возникла автоматизация, и, сложный прежде процесс, превратился в рутину. Да, именно в неё, в рутину. Это стало текучкой («операционкой»). Задачи не простые, но стандартные. Возражения тоже преодолимые, причём с вариантами. Короче говоря, из сложного и не предсказуемого процесса, полевая работа, превратилась в обычный труд. Труд, требующий времени, прилежания и чёткого выполнения предписанных обязанностей. Потому что всё структурировано, автоматизировано и прописано. Так вот, в моей работе, в качестве территориального менеджера, в ту пору, ещё была творческая часть. Эта часть касалась как организации работы дистрибуторов, так и использования инвестиций от компании на развитие бизнеса. Я мог влиять на структуру и объём мотивации, вверенной мне команды и на многие другие вещи из цикла менеджмента. Однажды, когда один из моих руководителей (с которым мне, кстати, повезло!), видимо понимая, что я не решаю некие структурные задачи, сказал мне такую фразу: «Женя, тебе не получится отсидеться в полях! Структурные вопросы на твоей территории и в твоей зоне ответственности, за тебя никто не решит!». А ведь и правда не решит. Людей то в ту пору, в штате было откровенно мало. Всё мы сами делали. Всё так. Но фразу эту, про: «отсидеться в полях», я запомнил на всю жизнь. В начале «нулевых», экономический рост и рост потребления, прощали нам ошибки молодости. У нас, менеджеров среднего звена западных компаний, была замечательная возможность «прожить свою менеджерскую жизнь», полную опыта и ошибок. Мы учились на своих ошибках. Нас учили. Мы учились у коллег и старших товарищей. У нас было на это время. У теперешнего молодого менеджмента времени на это нет. И окружающая среда ошибок не прощает. А раз не прощает то помогать нужно молодёжи. Помочь понять то, что проходили мы на своей шкуре. А ключевое тут то, что трудная, затратная по времени, операционная работа, в которую «с головой» уходит руководитель, никогда не сможет заменить одну из основных его (руководителя) видов деятельности. А именно, поиск и устранение истинных стопперов и поисков новых, структурных возможностей в работе его же собственной команды. Где бы эта команда ни работала, в рознице, на производстве, или в каком либо условном проекте. Иными словами, можно очень долго и нудно работать с последствиями причин, устраняя их с каждым конкретным сотрудником своей команды, а можно, найдя причины истинные, глубинные, корневые, что ли, устранить их. Первое действие долгое, но по сути своей простое. Экстра ординарных навыков не требующее. Работай прилежно и прибудет тебе. Со стороны, кстати, это выглядит, как чистой воды трудоголизм. Чего греха то таить, любят таких сотрудников и начальники и коллеги. Часто их, даже повышают по службе, результат то есть. Вопросов к тому, как он, достигнут, как правило, никто не задаёт. Многие менеджеры выбирают этот путь. Я, может быть, и повторяюсь, но путь этот, при всей своей трудозатратности, достаточно простой. Думать, особо не надо. Бери и делай. Лишь бы времени хватило (его обычно не хватает, и такие руководители склонны сами перерабатывать и создавать комплекс вины у своих подчинённых). Вот, однако, какая незадача. Внешняя среда сейчас, для бизнеса, не особо благоприятная. Времени на механическое перебирание причин нет. Нужны быстрые действия на результат, причём здесь и сейчас. И тут возникает потребность в руководителях второго типа. В тех, кто не привык (или не умеет), отсиживаться в операционке. Причины нужно искать, решения принимать, думать, причём делать это быстро. А делать это не все умеют. Приходится учить, учить методично, повторяя, как приправу, сказанную мне 18 лет назад, одним умным человеком фразу: «Женя, в полях, от решения проблем, тебе не отсидеться!». Радует, что многие хотят учиться. Хотят искренне и делают в этом успехи. Хотя путь этот, по началу, кажется им, значительно труднее, чем привычный, механический, включающий лечение симптомов, а не устранение истинных причин. P.S. Уже 10 лет, как я не работаю в компании Марс. Но я всецело благодарен и бизнесу, который создал среду для развития и получения бесценного опыта и тому менеджменту, который окружал нас, молодых и зелёных, вниманием и заботой.