Обращаясь к услугам врачей, мы даже не задумываемся о том, какими счастливыми людьми являемся. Понадобись нам врачебная помощь лет 500 назад, неизвестно, что бы с нами сотворили знахари и лекари. Если обратиться к истории медицины, мы увидим, что раньше она мало чем отличалась от алгоритмов современных псевдоцелителей, а то и использовала гораздо менее гуманные способы лечения.
Становясь на постой в указанный дом, Паре со слугой завели лошадей в хлев и там увидели трех солдат со свежими пулевыми ранами. Одежда на них еще тлела от пороха. Они подавленно молчали. Паре не знал, что делать. Немецкие хирурги сказали ему, что порох и свинец отравляют рану, поэтому ее для начала надо прижечь кипящим маслом семян черной бузины. Масла под рукой не было, опыта его применения — тоже. Подошел старый французский солдат и спросил:
— Вы можете их вылечить?
— Я? Нет.
Тогда солдат достал нож и спокойно перерезал глотки всем троим.
— Ах ты сволочь! — закричал Амбруаз.
Тот не обиделся:
— Если я буду в их положении, надеюсь, какой-нибудь добрый человек сделает со мной то же самое. Лучше так, чем мучиться.
Медицине понадобилось не одно столетие, чтобы прийти к тому, что мы имеем сегодня — целый спектр разнообразных услуг по оказанию медицинской помощи. Порой для этого было необходимо сотрудничать с людьми, далекими от науки.
Советский ученый Иван Ладный в Замбии уничтожал один очаг за другим, пока не нашел человека, который наделял вирусом оспы всю страну. Это оказался шаман, делавший вариоляцию. В его бамбуковой трубочке был материал из гнойных струпьев больного легкой формой оспы. За плату эта дрянь вводилась в надрез на коже. Она могла вызвать иммунитет на многие годы, а могла спровоцировать смертельное заболевание. Что делать с этим шаманом? Ладный предложил ему поменяться — набор вариолятора на бифуркационную иглу. Сделка состоялась, и шаман из врага превратился в помощника.
Мы все еще не можем победить рак, не можем вовремя диагностировать новейшие вирусы, не можем остановить мутации. Но стоит лишь оглянуться назад, и мы начинаем гордиться степенью медицинского прогресса, научных достижений и почти тотальной победой над невежеством.