мы остановились в небольшом гостевом доме в пригороде. Встретила нас женщина-администратор. Строгая, как в фильме «О чём говорят мужчины». Помните, «Свет не включать – тараканы набегут, окна не открывать – комары налетят»?
На вид ей было около шестидесяти лет. Видно, что умная, интеллигентная, возможно, когда-то занимала руководящий пост.
Вечером я вышла во двор, посидеть на скамейке, выпить чашечку кофе и подышать свежим воздухом. Женщина сидела там же, и мы разговорились с ней.
– Обычно администраторами в гостиницах молодые девочки работают, работа сутками, тяжёлая, вы не устаёте? – поинтересовалась я.
– Устаю, конечно, а куда деваться? Жизнь решила, что на заслуженном отдыхе мне необходимо поработать ещё.
Мне 64 года. В 19 лет я уехала из своего маленького городка в Москву. Поступила в техникум, выучилась, вышла замуж, родила дочь. Семья у нас была хорошая: муж – красавец, дочка –умница. Но, пришла я как-то с работы пораньше домой, а он с другой в постели лежит. Собрала вещи и уехала к родителям.
Родители сказали, что нечего делать в нашей «дыре» и отправили меня в ближайший город, искать работу, а дочку пока оставили у себя.
Через год я обосновалась там. Нашла хорошее место на заводе, получила комнату в общежитии, а дочку устроила в садик. Там же познакомилась со своим вторым мужем, с прорабом. Родила сына. Муж, когда трезвый был, – золото. Рукастый. Всё делал, помогал, а как выпьет... Но тогда все пили, все так жили, и я считала, что стерпится, слюбится.
Когда он начал руки распускать и детей поколачивать, не выдержала. Собралась ночью, пока он пьяный спал, и с детьми уехала к маме. Устроилась там на кондитерскую фабрику, бухгалтером, и проработала так до пенсии, тридцать лет. Ни разу ничего не украла, ни копейки чужой не взяла! А теперь вот пенсия девять тысяч рублей...
Дети непутёвые выросли. Я им всё отдала, всё самое лучшее, а сама вот живу на эту подачку от государства. Хорошо хоть знакомые помогли, сюда устроили.
– А мужья? Не пытались Вас вернуть?
– Пытались, конечно. Но я решила не портить больше жизнь, ни себе, ни детям.
– А ещё раз замуж выйти?
– Ой, да ну их всех, все одинаковые. Лучше так, всю жизнь одной…
С этими словами женщина замолчала. Отвернулась в сторону и посмотрела куда-то вдаль.
Я не стала ей мешать. Допила кофе и оставила наедине со своими грустными мыслями.