Найти тему

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА — ВЫРАЗИ СЕБЯ

Фото Евсеенко Евгении
Фото Евсеенко Евгении

Как используют интернет

Главная мысль: интернет — универсальное средство связи со всем, что создал человек и предлагает бизнес. Люди будут проводить все больше времени с устройствами и найдут все больше способов их использовать.

— Пользователи отдают цифровым медиа все больше времени. Этот показатель вырос на 5% в 2017 году и на 7% в 2018-м — это самый быстрый рост с 2012 года. Взрослый американец проводит за цифровыми устройствами 6,3 часа в день, в том числе 3,6 за мобильным устройством. Впервые в мобильник стали смотреть больше, чем в телевизор (226 минут против 216).

— Визуальные форматы, в том числе «истории», показывают невероятный рост. Активнее всего растет потребление визуальных платформ — Instagram и YouTube. В США просмотр цифрового видео занимает 28% от всего времени просмотра (остальное приходится на телевизор).

— Подкасты — еще один нетекстовый жанр — перестают быть нишевым форматом. За последние 4 года число слушателей удвоилось и достигло в США 70 млн человек.

— Носимые устройства показывают стабильный рост. В 2014 году у них было 25 млн пользователей, в 2018-м — 52 млн.

— Гораздо быстрее растет рынок голосовых устройств и помощников. Колонки Amazon Echo установлены в 47 млн домохозяйств, этот показатель удвоился за год.

— Самый быстрый рост — у аудитории сервисов доставки, транспорта, финансовых услуг, онлайновых маркетплейсов и т.п. Всего за два года в США она выросла с 25 до 56 млн. В докладе приводятся десятки примеров быстрого роста в самых разных сферах — от индийской мобильной экосистемы Reliance Jio до европейского Revolut Николая Сторонского, который удвоил число клиентов персонального банкинга за 10 месяцев.

— Вместо текста люди переходят на изображения/видео и сопутствующие им технологии. Даже в изначально текстовом Twitter уже свыше 50% просмотров твитов приходится на изображения, видео и другие виды медиа. Мэри Микер уверена, что эволюция визуального тренда приведет к серьезным изменениям в дизайне, совместной работе и развлечениях.

— Человечество играет и развлекается. Число игроков и потребителей интерактивных развлечений в 2018 году выросло на 6% и достигло 2,4 млрд.

Использование интернета: опасения и хорошие новости

Главная мысль: пока платформы ищут лекарство от недосыпа и травли в интернете, государства создают средства для блокировок, сетевого надзора и политических репрессий. Пользователи пытаются защититься от обоих охраной личной информации и шифрованием.

— Главное опасение — информационная перегрузка. В 2018 году 28% взрослых американцев «почти постоянно» находились в сети. У возрастной группы 18–29 лет тот же показатель составил 39%. 63% взрослых жителей США пытаются ограничить себя.

— Главная позитивная черта социальных медиа — возможность выразить себя. Главная негативная — качество и количество сна. Крупнейшие платформы помогают пользователям контролировать время, проводимое в приложениях и на устройствах. Время, проводимое в соцсетях, теперь растет медленнее, но растет.

— Люди обеспокоены приватностью. Это беспокойство со временем незначительно снижается, но регуляторы принимают новые законы, и платформам приходится внедрять решения для обеспечения неприкосновенности частной жизни. Сильно растет спрос на шифрование информации и мессенджеры с оконечным шифрованием. Всего за три года доля зашифрованного трафика выросла с 53 до 87%.

— Серьезная трудность — проблемный контент. Весь спектр — фейки, язык вражды, негативный новостной фон, экстремисты, пропаганда. Все это превращается из текста в видео, усиливается рекомендательными алгоритмами, поощряется социальными медиа. Платформы — Facebook, YouTube — ожесточенно пытаются сократить объемы такого контента и нанимают тысячи модераторов.

— Интернет несвободен. 55% пользователей живет в стране, где часть контента блокируется. 47% — где правительство ужесточило надзор через сеть. Столько же сталкиваются с блокировкой социальных медиа и мессенджеров. У 42% интернетчиков правительство часто отключает интернет и мобильные сети по политическим причинам.

— Сеть распадается на страновые подсетки, в каждой из которых собственное регулирование, несмотря на то что открытый интернет удовлетворил бы всех.

— Кибератаки и кибервойны продолжатся и усилятся. В том числе атаки, спонсируемые государствами.

Freemium — бизнес-модель будущего

Главная мысль: продажа улучшенного пользовательского опыта оказалась выгодной сделкой не только в играх.

— Конечные пользователи готовы платить за прекрасный продукт после того, как они его попробуют. В этом суть модели freemium — бесплатная пробная или базовая услуга и платная улучшенная. В 2018 году свыше 40% пользователей Spotify платили за хорошо подобранную музыку. Сравнимый показатель у Amazon Prime.

— Вот уже более 10 лет freemium испытывают на трех направлениях — в играх, сервисах для корпораций и приложениях для конечных пользователей. Этот путь не закончен. Один из лидеров в freemium — Google, предлагающий свой пакет приложений бесплатно и активно наращивающий число платных пользователей.

— Главная особенность бизнес-модели — наращивание доли платных пользователей, а желательно — старт сразу с большой доли. В зависимости от продукта доля платных потребителей может составлять как менее 1% (игры создателя Angry Birds, Rovio), так и более 25% (корпоративный мессенджер Slack).

— Два ключевых драйвера freemium — во-первых, облачные сервисы, упрощающие развертывание веб-приложений; во-вторых, эффективные цифровые платежи.

Рост объема данных — революционные изменения

Главная мысль: человечество не успевает обрабатывать собираемые данные.

— Если раньше приложение состояло из кода и данных, то теперь сами по себе данные стали новым приложением. Применение методов искусственного интеллекта к большим данным может улучшить пользовательский опыт.

— Темпы, которыми растет объем собираемых, создаваемых и копируемых данных, ускоряются с каждым годом. Оригинальные данные порождают все больше производных. В 2019 году объем облачных данных превысит объем данных, хранящихся у пользователя. К 2022 году облака обойдут и данные, хранимые на серверах корпораций.

— Способность человека адаптироваться к изменениям уже сейчас не поспевает за скоростью технологических изменений. Эту способность можно отрегулировать и улучшить с помощью новых механизмов образования.

Онлайн-образование

Главная мысль: спрос на знания высок как никогда и будет расти дальше.

— Стоимость офлайнового образования растет, студенты все чаще обращаются к онлайновым курсам. Доля студентов, записавшихся только на офлайновые курсы, в 2012 году составляла 74%. В 2017 году она снизилась до 67%. Многие университеты уже выпустили свои онлайновые программы и предложили окончить магистратуру по самым разным направлениям (включая MBA).

— Все онлайн-платформы и маркетплейсы наблюдают резкий рост студентов и преподавателей.

— Появляются новые бизнес-модели: оплата за счет части дохода после трудоустройства (Lambda School), подписка на помощь в обучении (Chegg), конструктор для самообучения (Quizlet). Отдельный огромный спрос возникает на школьное дополнительное образование и коммуникацию «учитель-школьник-родители». Особенно это видно на развивающихся рынках, в области изучения языков.

— 59% пользователей из поколения Z называют YouTube предпочтительным инструментом обучения. На YouTube ежегодно смотрят 4,5 млрд часов видеоинструкций.

— В онлайн-образовании все еще есть сильный перекос в сторону технологий. 80% выручки Coursera получает от курсов, посвященных технологиям, анализу данных и бизнесу. Самые популярные курсы: машинное обучение, обучение обучению, поддержание здоровья и криптовалюты.

Разбор главных онлайн-трендов 2019 года от интернет-аналитика Мэри Микер .