Редкая книга заставляет по-настоящему испугаться - так, чтобы ладони вспотели, и дыхание зачастило, словно после пробежки. Как писателю удается заставить читателя прочувствовать весь ужас происходящего, чтобы и после прочтения мороз бежал по коже от воспоминания о жуткой истории?
Обращайтесь к своим страхам и боли
Настоящие ужас и боль сначала рождаются в душе писателя и только потом оказываются на страницах книги. Будь то страх высоты или клоунов, боль от утраты близкого человека или перелома ноги.
Поэтому:
- выбирайте темы, которые вызывают у вас подлинный ужас;
- воспроизводите в книге ситуации, в которых вы испытали глубокое потрясение и страх;
- используйте собственные физические ощущения, эмоциональные переживания и мысли, которые возникают в такие стрессовые моменты, чтобы заставить читателя прочувствовать все на себе.
Разрушайте иллюзию контроля
Наверное, больше всего человека пугает понимание того, что на самом деле он ничего не контролирует. Жуткие вещи могут произойти с ним в любой момент, в любой обстановке, и у него не будет сил и возможностей справиться с обстоятельствами.
Поэтому:
- создайте ощущение, что человек в каждое мгновение стоит на пороге хаоса и никак не может на это повлиять;
- сделайте источником опасности привычные вещи – домашних животных или тихого добродушного соседа;
- играйте на контрасте – пусть ужасные вещи происходят в самой благоприятной обстановке.
Оставайтесь непредсказуемым
Нужно держать читателя в состоянии ожидания опасности, но он не должен догадаться, что, как и в какой момент произойдет.
Поэтому:
- избегайте клише вроде корявой руки, которая высовывается из-под кровати и хватает героя за ногу;
- играйте с ожиданиями – не выводите на сцену главного монстра, когда читатель уже приготовился к этому, и, наоборот, заставьте его вскрикнуть от ужаса, пока он спокоен и не ждет такого подвоха.
Создавайте атмосферу ужаса
Страх овладевает читателем постепенно. Если не проделана необходимая подготовка, человек не испугается одного только вида жуткой твари или убийцы со здоровенным ножичком.
Поэтому:
- используйте предыстории, намеки, предсказания и предчувствия, чтобы поселить в умах читателей страх еще до того, как перейдете к «главному блюду» своей истории;
- погружайте читателя в эмоции, мысли, сомнения героев, заставляйте читателя беспокоиться о судьбе персонажей;
- заложите в экспозицию детали, которые будут тревожить воображение человека с самого начала книги, как, например, кладбище домашних животных в одноименном романе Кинга.
Помните о деталях
В формировании нужного настроения важно все: подбор слов, размер, предложений, все ощущения героев.
Поэтому:
- работайте со словарем синонимов, чтобы подбирать самые точные слова для описаний;
- растягивайте время в периоды ожидания опасности посредством длинных фраз, и ускоряйте действие короткими предложениями в момент, когда монстр атакует;
- пусть звуки, запахи, тактильные ощущения помогают создавать эффект присутствия и вызывать нужные эмоции, например, тревогу или отвращение.
В создании жуткой истории помогут советы из других статей: