В Самаре всего несколько уникальных комплексов культурного наследия. Важнейший из них — Жигулевское пиво.
Это не просто локальный бренд, это наш культурный код и великий миф.
Чтобы сохранить наследие и развить пивной бренд Самары в кухмистерской фон Вакано необходимо открыть музей самарского пива. Во-первых, это спасет здание от невнятного приспособления. Во-вторых, это же очевидно: Жигулевское пиво заведомо популярней, чем самарский модерн.
Почему это важно? Самаре очень нужны кейсы по комплексному освоению и развитию собственных брендов. Нужны современные кросс-культурные связи. Кухмистерская фон Вакано — идеальная площадка для такого проекта, сейчас ожидающая своей судьбы.
Почему музей? Ведь наследие «Жигулевскаго» вполне себе живо и до сих пор привлекает в Самару тысячи людей. Да. Вот только одним «Дном» пивная компонента нашего культурного наследия не исчерпывается.
Пенная история
Самара — родина «Жигулевского», его до сих пор делают на заводе, который построен Альфредом фон Вакано.
Роль Вакано в жизни Самары оценивают по-разному. Сейчас даже находятся ученые мужи, которые считают, что он действительно был шпионом, и, мол, этот факт перечеркивает все хорошее, сделанное им для Самары.
А сделал он на самом деле немало:
— построил собственно пивной завод;
— занимался технической и инженерной революцией в масштабах города;
— развивал спорт.
А еще Альфред фон Вакано много сделал для развития культуры Самары. Ведь идея открытия музея в кухмистерской принадлежит еще Аннэте Басс.
Art & Lager
Аннэта Яковлевна мечтала о том дне, когда в кухмистерской откроется музей коллекции фон Вакано и самого австрийского семейства. Это собрание — одна из основ современной коллекции Самарского художественного музея.
Сама по себе идея объединения музея и пивной может показаться кощунственной. Однако в Германии существует огромный опыт и по открытию в бывших пивных цехах культурных центров, и по объединению общепита с музейными пространствами.
Но это может быть одним из вариантов будущего музея. Ведь если говорить о таком проекте серьезно, то даже разработка его концепции должна идти открыто и на конкурсной основе. Тем более что есть и очевидные альтенативы.
Великое «Жигулевское»
Сама по себе тема пива и его места в нашей культуре, конечно, выглядит спорной. Пить-то «Жигуль» пьют уже больше века, а вот сделать для такой славной марки полноценный музей вроде бы как-то неловко. Как-то неэстетично что ли.
А можно ведь и не уходить в антропологические и культурные дебри, а просто сделать музей 140-летней истории самарского пива. В конце концов, именно «Жигулевское» как марка — это эпоха Александра Касьянова, быть может, не менее важного человека для самарского пивоварения, чем Альфред фон Вакано.
Популярность, кстати, будет обеспечена всем трем вариантам музея. Особенно если наполнять все-таки кружки.
Явные преимущества
У кухмистерской фон Вакано есть целый ряд уникальных преимуществ.
Несмотря на все ужасы содержания и реставрации, здание неплохо сохранилось не только снаружи, но и внутри. Настоящий интерьер, деревянный и резной, — большая редкость.
Здание имеет свои легенды, которые существуют уже больше ста лет. Такой потенциал глупо упускать.
Географическое расположение кухмистерской прекрасно вписывает ее в туристические маршруты и формирующийся «музейный квартал».
Музей Жигулевского пива не будет иметь проблем с посещаемостью. Раскрученность «Жигуля» будет помогать продвижению музея.
Легенды кухмистерской
В XIX веке кухмистерскими называли небольшие заведения, имеющие в трудовом коллективе собственного шеф-повара. Kuchenmeister в переводе с немецкого и есть «шеф-повар». При этом шефу на практике приходилось не только готовить, но и выполнять массу других функций. Кухмистерские могли обслуживать всего лишь по 15-20 клиентов.
Но в кухмистерской фон Вакано это название использовано как раз для того, чтобы указать — это не банальная пивная, а вполне респектабельное заведение с кухней. У этого здания есть как минимум две легенды, до сих пор бродящие среди самарцев.
Первая. Сюда прямиком с завода был проведен трубопровод, чтобы напиток был свежайшим. Не подтверждено. Но и не опровергнуто.
Вторая. Здесь частенько бывал молодой Владимир Ульянов. Ну и пил немало, по свидетельствам товарищей. Скорее всего, эта легенда правдива.
Музейный прорыв
Сейчас в здании заканчивается реставрация. Она вызывает множество вопросов, но еще больше вопросов вызывает использование этого уникального здания. Музей, как это ни странно, самый простой и гарантированно успешный путь приспособления.
В Самаре за последние годы накоплен очень хороший опыт по созданию местных музеев, именно местными силами. И слово «местный» здесь не имеет уничижительной окраски. Такие проекты, как Музей модерна, музей МЧС, музей Рязанова звучат на национальном уровне.
Эти проекты, все без исключения, вызывали много вопросов и сомнений, но сделаны и заслуживают высоких оценок. Потенциал Самары в этой части реально высок. Пора искать механизмы для реализации.
Во время работ на старой набережной нашли старую пивную бутылку и презентовали ее главе города Елене Лапушкиной, которая сказала, что это будет первый экспонат в будущем музее самарского пива. Это было в 2018 году. А как вы думаете, в каком году этот музей откроется?
Предупреждаем, что чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. А уважительное и неханжеское отношение к своей истории всякому полезно.
Фото обложки: samcult.r