Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Берег" и "Выбор"

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

"Берег"

Персонаж Владимира Гостюхина - несомненно, самый яркий герой экранизации романа Юрия Бондарева "Берег". Здесь авторам удалось создать емкий и пугающий образ человека, которому война "помогла" проявить свои самые низменные качества...

Что же касается главного героя фильма - бывшего лейтенанта, влюбившегося весной 1945 года в юную немку, а теперь именитого писателя, - то Борис Щербаков выглядит в этой роли куда скромнее.

-2

А уж современные эпизоды визита литератора Никитина на германскую землю кажутся и вовсе бутафорскими: неудачный грим, плохо передающий эффект старения персонажей, банальные диалоги...

-3

Военные эпизоды в фильме поставлены гораздо лучше...

Увы, в "Береге" заметно потускнел творческий почерк режиссерского дуэта Александра Алова и Владимира Наумова, поражавший когда-то яркой экспрессией, трагикомическим гротеском, изысканной символикой...

"Выбор"

-4

экранизации романа Юрия Бондарева "Берег", на мой взгляд, нельзя было не ощутить диссонанс между достоверно и эмоционально поставленными военными сценами и невыразительно, стандартно решенными современными эпизодами.

-5

В экранизации другого романа Бондарева - "Выбор" такого дисбаланса между современной сюжетной линией и воспоминаниями о фронте главного героя - художника Васильева - уже не возникает.

Увы, вовсе не потому, что эпизоды пребывания Васильева и его супруги в Венеции поставлены более глубоко , чем сцены визита писателя Никитина из "Берега" в Германию 1980-х. Произошло, к сожалению, обратное: война в "Выборе" показана через призму штампов "поэтического кино".

-6

Кроме того, авторы фильма, по-видимому, настолько увлеклись необычным и ярким зрелищем венецианского карнавала, что и дождь, и в снег любуются им безмятежно долго, нисколько не заботясь о неизбежных длиннотах и "провисании" действия, напоминающего порой какой-то туристический телесюжет.

Добавлю сюда претенциозные видения, реставрирующие экспериментальные поиски киноязыка 1960-х.

Поэтому неудивительно, что центральная тема фильма, связанная с драматической судьбой друга юности Васильева - Ильи Рамзина, попавшего в плен и решившего приехать в Россию лишь спустя 30 лет после войны, - отходит на второй план, теряется в затейливых монтажных стыках, снах и ретроспекциях.

При этом главные герои оказались обрисованы довольно однозначно. Почему после неудачи с "Берегом" Владимир Наумов решил сделать такой "Выбор"?

Александр Федоров, 1988

Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:

Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)

Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей

Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).

Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.

Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"

Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран

Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа

Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики

Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)

Кинокритика в России: творческие портреты

Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики

Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики

http://kinopressa.ru/library