Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
"Берег"
Персонаж Владимира Гостюхина - несомненно, самый яркий герой экранизации романа Юрия Бондарева "Берег". Здесь авторам удалось создать емкий и пугающий образ человека, которому война "помогла" проявить свои самые низменные качества...
Что же касается главного героя фильма - бывшего лейтенанта, влюбившегося весной 1945 года в юную немку, а теперь именитого писателя, - то Борис Щербаков выглядит в этой роли куда скромнее.
А уж современные эпизоды визита литератора Никитина на германскую землю кажутся и вовсе бутафорскими: неудачный грим, плохо передающий эффект старения персонажей, банальные диалоги...
Военные эпизоды в фильме поставлены гораздо лучше...
Увы, в "Береге" заметно потускнел творческий почерк режиссерского дуэта Александра Алова и Владимира Наумова, поражавший когда-то яркой экспрессией, трагикомическим гротеском, изысканной символикой...
"Выбор"
экранизации романа Юрия Бондарева "Берег", на мой взгляд, нельзя было не ощутить диссонанс между достоверно и эмоционально поставленными военными сценами и невыразительно, стандартно решенными современными эпизодами.
В экранизации другого романа Бондарева - "Выбор" такого дисбаланса между современной сюжетной линией и воспоминаниями о фронте главного героя - художника Васильева - уже не возникает.
Увы, вовсе не потому, что эпизоды пребывания Васильева и его супруги в Венеции поставлены более глубоко , чем сцены визита писателя Никитина из "Берега" в Германию 1980-х. Произошло, к сожалению, обратное: война в "Выборе" показана через призму штампов "поэтического кино".
Кроме того, авторы фильма, по-видимому, настолько увлеклись необычным и ярким зрелищем венецианского карнавала, что и дождь, и в снег любуются им безмятежно долго, нисколько не заботясь о неизбежных длиннотах и "провисании" действия, напоминающего порой какой-то туристический телесюжет.
Добавлю сюда претенциозные видения, реставрирующие экспериментальные поиски киноязыка 1960-х.
Поэтому неудивительно, что центральная тема фильма, связанная с драматической судьбой друга юности Васильева - Ильи Рамзина, попавшего в плен и решившего приехать в Россию лишь спустя 30 лет после войны, - отходит на второй план, теряется в затейливых монтажных стыках, снах и ретроспекциях.
При этом главные герои оказались обрисованы довольно однозначно. Почему после неудачи с "Берегом" Владимир Наумов решил сделать такой "Выбор"?
Александр Федоров, 1988
Полные тексты моих книг о кино (бесплатное скачивание pdf, без регистрации и пароля) на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков России - «Кинопресса» http://kinopressa.ru/library:
Западный мир на советском и российском экранах (1946-2016)
Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей
Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2015).
Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода.
Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)"
Школа и вуз в зеркале кинематографа западных стран
Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа
Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года) Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966-1989)
Кинокритика в России: творческие портреты
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики