Найти тему
CozyMoscow.me

Сплетни 19-века: из истории Консерватории

Сидишь порой в Большом зале Консерватории на Никитской, слушаешь раскатистые фортепианные фуги или проникаешься зазывным поскрипыванием скрипок, позевывая, скользишь взглядом по овальным портретам композиторов, украшающих стены … а оказывается, в них сокрыта любопытная история. Как известно, Большой зал Консерватории был открыт в 1901 году, тогда же и было решено создать серию портретов знаменитых композиторов! Заказ на ее исполнение был отчего-то поручен Евгению Соколову, современникам больше известного,  как мастер художественных почтовых открыток. Как он, мастер – миниатюрной графики, с этим непростым заданием справился – мы до сих пор можем оценить – все эти портреты находятся в залах и в подписях к фамилиям изображенных содержатся еще дореволюционные «ери» и «яти»! У всех — кроме четырех…

-2

В 1953 году Иосиф Виссарионович Сталин увидел «упущение» Дирекции Консерватории и постановил, что необходимо добавить в «музыкальный Пантеон» западных композиторов -революционеров, ну и наших, так сказать, «прогрессивных» (имелось ввиду деятелей «Могучей кучки«). Таким образом, для сохранения общего числа портретов было решено убрать совершенно аполитичных Глюка, Мендельсона, Листа и «кого-то четвертого» (его портрет так и не нашли с того времени). Их место в итоге заняли: Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, а за революционера-западника вполне сгодился Фредерик Шопен (у него какой-то революционный этюд завалялся среди нот).

Но эту замену в «рядах музыкальной гвардии» выдает не только стилистика и манера исполнения полотен (это оставим для знатоков живописи), а орфография! Фамилии новых героев написали уже на современном русском языке! – не повезло только Римскому–Корсакову — у него часть фамилии написана согласно дореволюционным правилам! Такая вот история…

-3

Ещё в фойе Большого зала Консерватории находится знаменитое полотно И.Е. Репина «Собрание славянских, польских и чешских композиторов». История у него тоже весьма занятна. Известно, что изначально полотно создавалось для ресторана «Славянский базар», что на Никольской улице.

-4

Сначала ресторатор А.А. Пороховщиков (кстати, предок известного актера А.Ш. Пороховщикова) для украшения недавно открытого им заведения обратился к К.Е. Маковскому, но тот уже вкусил чуть-чуть славы и начал наживать капиталец, и в делах коммерческих оказался крайне несговорчивым. Тогда по рекомендации В.В. Стасова заказ принял Илья Ефимович Репин, счастья которого не было предела, ведь он недавно женился на своей 17-летней супруге, а ей там ленты-подвязки-булавки нужны всякие! Именно, создание этого четырехметрового полотна на тему выдающихся русских и польских композиторов и стало тем первым коммерческим заказом и мотивом переселиться в Москву тогда еще мало известного 28–летнего художника.

Список композиторов для картины составил Н.Г. Рубинштейн – глава московской консерватории того времени. В предложенный им «музыкальный Пантеон» вошли музыкальные таланты России и Польши 18 и 19 веков. Но к удивлению Стасова, Рубинштейн по своим личным мотивам и «завистям» не стал включать в список своих современников — Бородина и Мусоргского (с последним из которых, кстати, И.Е. Репин уже успел подружиться и в последствии (в 1881 году) написал его предсмертный портрет, всем известный).

-5

Но Пороховщиков отчего-то с Рубинштейном был солидарен, и запретил «мести в картину всякий мусор» (цитата, между прочим!). Репина все время подгоняли со сроками, на что он злился и отрабатывать обещанные ему 1500 рублей за картину в таких нервотрепках не желал. Ведь с натуры им были написаны лишь Балакирев, Римский-Корсаков, Направник и Рубинштейн, а остальные композиторы, заявленные в списке, преимущественно уже были покойниками. Их Репину пришлось писать с фотографий, дагерротипов и изображений, который для него с большим трудом доставал Стасов. Обладая авторитетом и связями он лично обивал пороги домашних архивов композиторских семей, библиотек и редакций газет. В общем, спустя несколько месяцев, в том же 1872 году, полотно было исполнено и состоялось торжественное открытие ресторана!

Всем все нравилось – и устрицы, и живопись! Недовольный ходил только И.С. Тургенев – его коробило от соседства на 4-х метрах всех представителей музыкальной культуры разом – и живых, и мертвых, и как Репин его не уговаривал, напоминая про Парижскую 26-метровую панораму, созданную Деларошем для Парижской академии художеств, где были запечатлены Рембрандты, Рубенсы, Веласкесы и Фрагонары, Иван Сергеевич остался при своем мнении.

Кстати, в 1880-х Третьяков хотел купить картину для своей галереи, но Пороховщиков запросил за нее огромную сумму, а на такие траты замоскворецкий купец не рассчитывал, ну и закусив обиженно губу, больше в «Славянский базар» обедать не ходил. Ну а потом, уже в 20-м веке, на мой взгляд совершенно справедливо, полотно обрело дом в стенах Московской Консерватории!

Маргарита Чижмак, cпециально для CozyMoscow.me