Когда нуар и сказка пересеклись
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, как вы думаете, насколько могут пересекаться геометрия и кинематограф? Мы не про декорации, а про идеи. Оказалось - весьма и весьма. Например, традиционная геометрия нас учит, что между двумя точками можно провести только одну линию. Однако геометрия Лобачевского утверждает, что таких линий может быть великое множество. Нечто аналогичное можно сказать и про кинематограф
Это лишь на первый взгляд кажется, что между классическим детективом и готикой находится только нуар. Если первую точку мы будем воспринимать как «жанр-загадку», а второй как «жанр-ужас», то мы фактически там же обнаружим т.н. «страшные сказки». Не удивительно, что близкий к нуару серил «Ужасы по дешевке» в некоторых переводах шёл именно как «Страшные сказки». Опять же если говорить о талантливом фильме Маттео Гарроне «Страшные сказки» (2015), то есть стиль было бы проще назвать «волшебным нуаром».
Однако сегодня мы будет говорить о ленте, которая невольно вызвала к жизни несколько новых проектов (в том числе сериалов). Это фильм 2005 года «Братья Гримм», который был снят классиком «странного кино» Терри Гиллиамом. Даже классикам, которые играют с образами, надо иногда доказывать, что они умеют снимать «нормальное» кино. А то может случиться, как в анекдоте: «- А это неизвестный режиссер Дэвид Линч – Почему же он неизвестный, если известны его имя и фамилия? – А неизвестно, умеет ли он снимать кино» Например, Питер Уир продемонстрировал наличие ключевых навыков, сняв «Хозяина морей». Не интеллектуальный шедевр, но вполне «смотрибельно»
Терри Гиллиам, взявшись за вольную интерпретацию знаменитых сказок от немецких братьев, как бы вел заочную «дискуссию» на «два фронта». С одной стороны, с Тимом Бёртоном, как бы заявляя, что фильмы уровня «Сонной лощины» нельзя относить к «апогею» творчества (пусть даже они очень популярны). С другой стороны, с упоминавшимся выше Дэвидом Линчем, как бы утверждая, что подлинно великий режиссер должен уметь снимать «нормальное» кино. В противном случае он не «величина», а «фальшивка».
Дружественный канал про новые технологии
Если вы никогда не читали сказок братьев Гримм, то лучше не делайте это на ночь. Конечно, даже у Шарля Перро была «Синяя борода», однако была и «Золушка». У братьев Гримм – это бесконечно пропавшие дети и прочие волки, охотящиеся на «Красных шапочек». В итоге Гиллиам решил создать нуар-сказку. Причем, сделал он это в лучших европейских традициях, так как съемки проводил на студии «Баррандов». В своё время чешские киносказки были весьма популярны.
Однако не сей раз романтики в фильме было не слишком много. Если говорить о нуарной структуре, то она очевидна. Двум мошенникам поручают найти таинственным образом пропавших детей. Почти классический нуар. Только происходит это во время наполеоновской оккупации Германии, а дети пропадают таким жутким образом, что об этом боятся говорить даже взрослые люди. Два брата, которые промышляли «волшебными аферами», должны вернуть детей. Они категорически не верят, что тех «забрал лес». Однако «неверие» не избавляет от ответственности. Братья Гримм из выдуманной ими «сказки» попадают в реальный волшебный ужас. Ожившие легенды превращаются в ночной кошмар.
Сайт про нуар http://noir-film.ru/
По большому счету данная лента может считаться своего рода «прологом» к известной кинокартине «Воображариум доктора Парнаса». Впрочем, у этой «дилогии» есть свой темный контекст. Во время съемок «Воображариума» из жизни таинственно ушел Хит Леджер (играл в первом фильме Якоба Гримма). Официальная версия гласит, что он стал жертвой фармацевтической реакции, мол, неудачно смешал лекарства. Но многие с этим не согласны. В любом случае Леджер остался в памяти именно как нуарный актер, в первую очередь ассоциируемый с «новым Джокером» из «Темного рыцаря» (2008).
Так что иногда «страшные сказки» могут прорываться в реальность. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим изучать пугающие сюжеты кинематографа. А потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»