"Белый ворон"
Мелодрама "Белый ворон" поставлена просто, без претензий. Ее события начинаются на курорте, где шахтер Егор решил весело провести время.
Между тем случайное знакомство с обаятельной молодой женщиной Соней стало переломным в его судьбе. Егор влюбляется. О чем прямо в глаза говорит Сониному мужу - преуспевающему инженеру Аркадию.
В сцене празднования дня рождения Аркадия, ключевой в фильме, сталкиваются не только характеры, но и мировоззрения. Честность и прямота Егора противопоставляется прагматизму Аркадия и его приятелей.
Ирина Демченко (Соня) и Владимир Гостюхин (Егор) составили в картине хороший дуэт. От эпизода эпизоду меняются отношения их героев. И этим переменам веришь. Веришь, что такие разные люди могли полюбить друг друга...
Бесспорно, фильм не безупречен по части режиссуры, однако нестандартное решение "любовного треугольника", по-моему, получилось...
"Летаргия"
Фильм Валерия Лонского "Летаргия" начинается неожиданной цитатой. Звучит грустно-элегичная музыка И. Шварца. В зеленовато-коричневой гамме воспоминаний возникает на экране старый дворик. На втором этаже одинокий старик вдохновенно дирижирует только ему видимым оркестром. А внизу, присев на потрескавшиеся ступеньки, сосредоточенно следит за вдохновенными движениями рук дирижера подросток...
Что это? Парафраз на тему трилогии Сергея Соловьева?
Думаю, пролог-стилизация необходим авторам для создания контрапункта между высокими стремлениями юного Вадима и духовной летаргией заведующего крупным отделом НИИ Вадима Бекасова, сломавшегося однажды после крутого поворота судьбы.
Авторы "Летаргии" исследуют мир личности, замкнутой только на саму себя, стремящейся изолироваться от волнений и тревог. И это постоянно подчеркивается. Порой даже - слишком.
Так Бекасов не желает пойти на повышение. Не хочет помочь коллеге по работе. Уговаривает любимую (слово, правда, тут не совсем подходящее) женщину пойти на аборт. После смерти матери неохотно и отчужденно говорит с дочерью, которую не видел уже много лет...
Поступки, прямо скажем, малопривлекательные. Однако Андрей Мягков отнюдь не играет некого бездушного монстра. Напротив, актер щедро дарит своему герою и обаяние. И умную ироничность. Образ Бекасова уходит от назидательного схематизма.
И все же интересный замысел воплотился на экране вполсилы, не обрел глубины. Фильм не стал событием...
Александр Федоров, 1984