Найти в Дзене
Основной аэродром

Государственный музей авиации Украины: Анатра «Анасаль» — аэроплан родом из Одессы

Оглавление

Большинство самолётов Государственного музея авиации Украины имени О.К. Антонова в Киеве представляют период после 1945 года. Но есть в коллекции музея 2 экспоната, которые относятся к более ранним годам. И сегодня хочу рассказать об одном из первых серийных самолётов, выпускавшемся на территории современной Украины, настоящем «одессите» — аэроплане Анатра «Анасаль».

Встреча двух эпох в музее авиации — аэроплан Анатра «Анасаль» из 1917 года и экспериментальный самолёт «Изделие 181» из 1991 года. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Встреча двух эпох в музее авиации — аэроплан Анатра «Анасаль» из 1917 года и экспериментальный самолёт «Изделие 181» из 1991 года. Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

Завод Анатра

Первые авиастроительные фирмы появились в Российской империи в 1910 году. В тройку лидеров, вместе с московским заводом «Дукс» и петербургским заводом Щетинина, входило и предприятие одесского промышленника и банкира Артура Антоновича Анатры. Выходец из рода итальянских купцов-переселенцев стал одним из родоначальников российской авиации. Анатра участвовал в создании Одесского авиаклуба в 1908 году, а в июне 1913 года на базе мастерских авиаклуба был основан полноценный завод по производству аэропланов.

Рекламный плакат завода аэропланов Анатра. Фото: Public domain
Рекламный плакат завода аэропланов Анатра. Фото: Public domain

Анатра «Анасаль»

Первые годы новое предприятие работало как сборочное, выпуская по лицензии французские самолёты — Farman XVI, Voisin LA, Nieuport 17 и другие. Но летом 1915 года на заводе начали разработку своего собственного аэроплана. Анатра-Д впервые поднялся в воздух 19 декабря 1915 года. Уже через год завод получил заказ на выпуск 700 самолётов этого типа. «Д» здесь означает «Декан». Так было принято в те годы писать фамилию главного конструктора завода — француза Элиса Альфреда Декампа. Именно «Декан» станет базовой моделью для героя моего сегодняшнего рассказа.

Реплика самолёта-разведчика Анатра «Анасаль». Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Реплика самолёта-разведчика Анатра «Анасаль». Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

Видя, что Анатра-Д достаточно быстро устарел из-за недостаточной мощности своего мотора, Декамп приступает к усовершенствованию самолёта. Был установлен радиальный двигатель Salmson P9 французского производства мощностью в 150 лошадиных сил. Новый самолёт называли «Анатра-Д с мотором Сальмсон», «Анаде с Сальмсоном». Вскоре эти названия заменило более короткое — «Анасаль». Свой первый полёт Анатра «Анасаль» совершил 25 июля 1916 года.

Реплика самолёта-разведчика Анатра «Анасаль». Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Реплика самолёта-разведчика Анатра «Анасаль». Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

Конструктивно «Анасаль» был классическим для своего времени бипланом. Каркас фюзеляжа делали из дерева и обшивали его фанерой, крылья обтягивали полотном. По сравнению с Анатра-Д усилили каркас (по причине установки более тяжёлого двигателя), увеличили размеры аэроплана в целом, сместили верхнее крыло вперёд, а также установили перед передней кромкой верхнего крыла радиатор для охлаждения мотора. В таком виде «Анасаль» мог развивать скорость в 144 км/ч при запасе топлива на 3,5 часа полёта.

Самолёт в основном применялся для задач разведки и корректировки огня. Экипаж состоял из 2 человек — пилота и стрелка-наблюдателя, который мог вести огонь из 7,62-мм пулемёта. В случае необходимости «Анасаль» мог стать и лёгким бомбардировщиком. На борт бралось до 80 килограммов бомб, который вручную сбрасывались наблюдателем.

Реплика самолёта-разведчика Анатра «Анасаль». Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Реплика самолёта-разведчика Анатра «Анасаль». Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

Лихое время Первой мировой, а затем Гражданской войны обусловило большое число сторон, за которые успел повоевать Анатра «Анасаль»:

  • Российская империя
  • Украинская Народная Республика
  • Австро-Венгрия (также и Австрия с Венгрией по отдельности)
  • Чехословакия
  • Красная армия
  • Белая армия.

Всего с 1917 по 1919 годы было выпущено более 350 самолётов «Анасаль». Но до наших дней сохранился лишь один экземпляр — в Национальном техническом музее в Праге. Тем не менее, не обязательно ехать в Чехию, чтобы посмотреть на «Анаде с Сальмсоном». В 2004 году к своему 95-летнему юбилею Одесский авиационный завод, фактический правопреемник завода Артура Анатры, построил самолёт «Анатра-2» — летающую реплику Анатра «Анасаль». Позже, для Государственного музея авиации Украины имени О.К. Антонова на заводе изготовили полномасштабную модель «Анасаля».

Реплика самолёта-разведчика Анатра «Анасаль». Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»
Реплика самолёта-разведчика Анатра «Анасаль». Фото: Алексей Деркач, «Основной аэродром»

Радует, что на музейной площадке представлен (пусть и в виде реплики) интересный самолёт времён Первой мировой войны. Хотелось бы побольше таких экспонатов, ведь даже из авиапрома Российской империи есть что показать. Не говоря уже о самолётах других стран, которые стояли на вооружении Российского императорского военного воздушного флота.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Читайте другие статьи об экспонатах этого музея:
1. «Изделие 181» — экспериментальный самолёт с арочным крылом
2. «Лжеполярный» пассажирский самолёт Ил-14П
__________________

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com